РП Химия 8-9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к ООП ООО
(утверждено приказом директора школы
от 26.02.2024 г. №19)

Рабочая программа учебного предмета
«Химия»
для обучающихся 8-9 классов
Срок освоения программы: 2 года
(с использованием оборудования центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»)

Составитель: учитель химии Третьякова В.В.,
высшая квалификационная категория

с. Трошково 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе:
- Федеральной рабочей программы основного общего образования по химии (8-9 классы) (базовый уровень) 2023 г.;
- Федеральной основной образовательной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО (утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 г. №287);
- Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн);
- Программы воспитания МБОУ Двинская СОШ №28.
Данная программа составлена на основе УМК: Химия. Габриелян О. С. (8-9)
Используемые учебники издательства «Просвещение»:
- Учебник «Химия» 8 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Учебник химии в 8 классе открывает новую линию учебников химии О. С. Габриеляна, И.
Г. Остроумова и С. А. Сладкова для основной школы.
- Учебник «Химия» 9 класс, Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Учебник «Химия. 9 класс» завершает новую линию учебников химии О. С. Габриеляна,
И. Г. Остроумова и С. А. Сладкова для основной школы.
Учебники соответствуют ФГОС 2021 г. Они способствуют развитию универсальных учебных действий, предметных, экспериментальных и расчётных умений и навыков.
Это позволяет эффективно подготовиться к сдаче ОГЭ по химии тем выпускникам основной школы, которые выберут такой экзамен. Учебники созданы в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения № 287 от
31.05.2021 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен во многом значением химической науки в познании законов природы,
в развитии производительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала
неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его
представлений о материальном единстве мира; важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе;
современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности,
проблем здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования. В плане социализации оно является одним из
условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно
участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для
грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно
реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим
определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета:
1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;
2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;
3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в
формировании естественно-научной грамотности подростков;
4) способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование
школьников.

Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой
науки химии на определённом этапе её развития. Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и
сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и
веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических
представлений разного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии,
учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе
эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения
и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым
обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение
содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».
Организация образовательной деятельности по учебному предмету «Химия» осуществляется с использованием оборудования центра естественно-научной и
технологической направленностей «Точка роста».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической
науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании
системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о
научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и
проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в
образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению
учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие цели, как:
 формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться
к быстро меняющимся условиям жизни;
 направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим
мотивацию и развитие способностей к химии;
 обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
 формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
 формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
 развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному
выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО химия является обязательным предметом на уровне основного общего образования.
Данная программа предусматривает изучение химии в 8,9 классах - 2 часа в неделю, всего - 134 часа (68 и 66 часов соответственно).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты по учебному предмету «Химия» опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад изучаемой программы в
развитие личности обучающихся, их способностей с использованием оборудования центра «Точка роста».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении
химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания
сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих
закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения
предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей; успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с
веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии;
11) экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о

целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки,
устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации
химических веществ и химических реакций; устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные,
дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко
применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебнопознавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических
реакций; выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для выявления этих
закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями
3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности
высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать
его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная
литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и
познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного
использования различных поисковых систем; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и
транспорта на состояние окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения
предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ,
учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих
интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися
научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне отражают сформированность у обучающихся умений:
8 КЛАСС
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их
положения в Периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать
табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие
периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения
атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинноследственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой
долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и др.).
9 КЛАСС
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия
металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений
по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;

5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения,
которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение
их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения
их атомов;
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту,
по изменению степеней окисления химических элементов);
7) характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных
уравнений соответствующих химических реакций;
8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций;
10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях;
11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в
растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции;
12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по
выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей —
для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС (курсивом обозначен учебный материал, который изучается, но не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию)
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах
познания в химии. Химия в системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и
описание физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация
воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических
реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли
меди(II)); изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли;
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация
кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура
оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение
оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе; получение, собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов); наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с
помощью индикаторов; исследование образцов неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение
взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла
другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние
вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических элементов
первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, генетическая
связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами химической связи.
Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот, оснований и солей в свете
представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов); проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения

Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ — галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение.
Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы. Сероводород,
строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя
класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение. Соли серной кислоты, качественная
реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и
водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и
химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства,
получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза глобального
потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота). Их состав и
химическое строение. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой
кислоте. Силикаты, их использование в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение
признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с
образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение
признака её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных
удобрений; получение, собирание, распознавание и изучение свойств аммиака; проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решёток алмаза,
графита, фуллерена; ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством противогаза; получение, собирание, распознавание и
изучение свойств углекислого газа; проведение качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с продукцией силикатной
промышленности; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства
металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их
применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой
воды; процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов);
исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических ожогах
и отравлениях. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ — ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий,
являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через
использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники, диэлектрики,
фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения,
космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне ООО:

Направления воспитания
1.Гражданско-патриотическое
воспитание

2.Духовно-нравственное
воспитание

3. Эстетическое воспитание
4.Физическое воспитание,
формирование культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
5.Трудовое воспитание

6.Экологическое воспитание

Целевые ориентиры
1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории,
расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим
народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России,
Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной,
религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий
первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес
к чтению.
3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую

7.Ценности научного познания

№
п/п

1
1.1
1.2
2

среду;
6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам;
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и
явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знания.

Перечень тем, планируемых для освоения обучающимися

8 КЛАСС
Раздел 1. Первоначальные химические понятия
Тема 1. Химия — важная область естествознания и практической
деятельности человека
Тема 2. Вещества и химические реакции
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ

1

Тема 1. Воздух. Кислород. Понятие об оксидах
Тема 2. Водород. Понятие о кислотах и солях
Тема 3. Вода. Растворы. Понятие об основаниях
Тема 4. Основные классы неорганических соединений
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции
Тема 1. Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
Тема 2. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Итого:
9 КЛАСС
Раздел 1. Вещество и химические реакции

1.1
1.2
1.3
2

Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса
Тема 1. Основные закономерности химических реакций
Тема 2. Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах
Раздел 2. Неметаллы и их соединения

2.1
2.2
2.3
2.4
3

3.1
3.2

Количество
академических часов,
отводимых на освоение
каждой темы

Используемые
электронные учебнометодических
материалы

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
РЭШ (урок 1,2)

5

Целевые ориентиры
результатов воспитания

6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

РЭШ (урок 3-7)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
РЭШ (урок 11-14)
РЭШ (урок 8-10,13)
РЭШ (урок 14)
РЭШ (урок 15-24)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c

7.1, 7.2,7.3

7

РЭШ (урок 25-28)

7.1, 7.2,7.3

11
68 часов

РЭШ (урок 29-30)

7.1, 7.2,7.3

15
30
6
8
5
11
18

17
5
4
8
25

4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3
4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3
4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3
7.1, 7.2,7.3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
РЭШ (урок 1-4)
РЭШ (урок 5-9)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636

7.1, 7.2,7.3
7.1, 7.2,7.3
7.1, 7.2,7.3
7.1, 7.2,7.3

3

Тема 3. Общая характеристика химических элементов VIIА-группы. Галогены
Тема 4. Общая характеристика химических элементов VIА-группы. Сера и её
соединения
Тема 5. Общая характеристика химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их соединения
Тема 6. Общая характеристика химических элементов IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения
Раздел 3. Металлы и их соединения

3.1
3.2
4

Тема 7. Общие свойства металлов
Тема 8. Важнейшие металлы и их соединения
Раздел 4. Химия и окружающая среда

4
16
4

4.1

Тема 9. Вещества и материалы в жизни человека

4

2.1
2.2
2.3
2.4

Итого:

№
п/п

Тема урока

4
6

РЭШ (урок 10)
РЭШ (урок 11-13)

4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3
4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

7

РЭШ (урок 14-16)

4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

8

РЭШ (урок 17-21; 28-29)

4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

20

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
РЭШ (урок 22)
РЭШ (урок 23-27)
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
РЭШ (урок 14 в 10 кл,
урок 18 в 11 кл.)

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Содержание

2
3
4

Практикум

5

Физические явления – основа
разделения смесей в химии

6
7
8

4.1,4.2, 6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

66 часов

Раздел 1. Первоначальные химические понятия (20 часов)
Тема 1. Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека (5 часов)
Предмет химии. Роль химии в жизни Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук.
человека
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук.
Методы изучения химии
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Агрегатные состояния веществ

1

6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3
6.1,6.2,6.3,7.1, 7.2,7.3

Тема 2. Вещества и химические реакции (15 часов)
Атомно-молекулярное учение.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
Химические элементы
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное
учение.
Знаки химических элементов
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Периодическая таблица
Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса.
Д.И.Менделеева

Практические работы
(с использованием оборудования центра
естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста»

Изучение и описание физических свойств образцов
неорганических веществ
Знакомство с химической посудой, с правилами
работы в лаборатории и приёмами обращения с
лабораторным оборудованием
Изучение способов разделения смесей (с помощью
магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция,
хроматография), проведение очистки поваренной
соли
Создание моделей молекул (шаростержневых)

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Химические формулы
Валентность
Химические реакции
Химические реакции
Химические уравнения
Химические уравнения
Типы химических реакций
Типы химических реакций
Практикум

18

Практикум

19
20

21
22
23

Повторение
Урок обобщения и контроля
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ (30 часов)
Тема 1. Воздух. Кислород. Понятие об оксидах (6 часов)
Воздух и его состав
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
Кислород
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
Практикум
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.

24

Оксиды

25
26

Оксиды
Оксиды
Тема 2. Водород. Понятие о кислотах и солях (8 часов)
Водород
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы
получения. Кислоты и соли.

27

28

Кислоты

Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического
элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических реакций (соединения, разложения,
замещения, обмена).

Наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и
конденсация воды) и химических (горение свечи,
прокаливание медной проволоки, взаимодействие
мела с кислотой) явлений
Наблюдение и описание результатов проведения
опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы
Наблюдение и описание признаков протекания
химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария,
разложение гидроксида меди(II) при нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди(II))

Качественное определение содержания кислорода в
воздухе
Получение, собирание, распознавание и изучение
свойств кислорода
Наблюдение взаимодействия веществ с кислородом
и условия возникновения и прекращения горения
(пожара)
Ознакомление с образцами оксидов и описание их
свойств

Получение, собирание, распознавание и изучение
свойств водорода (горение)
Взаимодействие водорода с оксидом меди(II)
(возможно использование видеоматериалов)

29
30
31
32
33
34
35
36

37
38
39

40
41
42
43
44
45
46
47
48

Кислоты
Соли
Соли
Количество вещества. Молярная
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
масса. Молярный объём газов
Расчёты по химическим уравнениям
Урок обобщения и контроля
Тема 3. Вода. Растворы. Понятие об основаниях (5 часов)
Вода. Основания
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы.
Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в
Практикум
воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды.
Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот
воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка
Растворы.
природных вод.
Массовая доля растворенного
вещества
Практикум
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (11 часов)
Оксиды. Химические свойства
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
Оксиды. Химические свойства
несолеобразующие. Номенклатура. Физические и химические свойства
Основания. Химические свойства
оксидов. Получение оксидов.
Основания. Химические свойства
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые
Кислоты. Химические свойства
основания. Номенклатура оснований. Физические и химические
Кислоты. Химические свойства
свойства оснований. Получение оснований.
Соли. Химические свойства
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
Соли. Химические свойства
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Практикум
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Наблюдение образцов веществ количеством 1 моль

Взаимодействие воды с металлами (натрием и
кальцием) (возможно использование
видеоматериалов)
Исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью
Приготовление растворов с определённой массовой
долей растворённого вещества

Определение растворов кислот и щелочей с
помощью индикаторов
Исследование образцов неорганических веществ
различных классов
Наблюдение изменения окраски индикаторов в
растворах кислот и щелочей
Изучение взаимодействия оксида меди(II) с
раствором серной кислоты, кислот с металлами,
реакций нейтрализации
Получение нерастворимых оснований, вытеснение
одного металла другим из раствора соли
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»

49

Практикум

50

Урок обобщения и контроля
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции (18 часов)

51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65

66
67
68

№

Тема 1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атома (7 часов)
Естественные семейства химических Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
элементов. Амфотерность
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные
Открытие Периодического закона
оксиды и гидроксиды. Периодический закон. Периодическая система
Д.И.Менделеевым
химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и
Основные сведения о строении
длиннопериодная формы Периодической системы химических
атома
элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
Строение электронных оболочек
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
атомов
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
Периодическая система химических
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
элементов Д.И.Менделеева
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика
Характеристика элемента по его
химического элемента по его положению в Периодической системе
положению в Периодической
Д. И. Менделеева. Закономерности изменения радиуса атомов
системе
химических элементов, металлических и неметаллических свойств по
группам и периодам. Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и
практики. Д. И. Менделеев — учёный и гражданин.
Урок обобщения и контроля
Тема 2. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции (11 часов)
Ионная химическая связь
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Ковалентная химическая связь
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
Металлическая химическая связь
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химическая связь
Степень окисления
Окислительно-восстановительные
реакции
Окислительно-восстановительные
реакции
Практикум

Повторение
Итоговая контрольная работа
Заключительный урок
ИТОГО:

Тема урока

Изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами
кислот и щелочей
Проведение опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение,
реакции разложения, соединения)

68 часов
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Содержание

Практические работы

п/п

1
2

3
4

5

6

7
8
9

10
11
12

13
14

(с использованием оборудования центра
естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста»
Раздел 1. Вещество и химические реакции (18 часов)
Повторение и углубление знаний основных разделов курса 8 класса (5 часов)
Периодический закон. Периодическая
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
система. Строение атомов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении
свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и
Строение вещества: виды химической
их соединений в соответствии с положением элементов в
связи. Типы кристаллических решёток
Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической
Классификация неорганических
решётки и вида химической связи.
соединений
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические
Химические свойства веществ,
свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
относящихся к различным классам
соединений, генетическая связь неорганических веществ.
неорганических соединений
Химические свойства веществ,
относящихся к различным классам
неорганических соединений
Тема 1. Основные закономерности химических реакций (5 часа)
Классификация химических реакций по
Классификация химических реакций по различным признакам (по
различным признакам. Окислительночислу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому
восстановительные реакции
эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по
обратимости, по участию катализатора). Экзо- и эндотермические
Экзо- и эндотермические реакции,
реакции, термохимические уравнения.
термохимические уравнения
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
Скорость химических реакций. Катализ
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и
Практикум
гетерогенных реакциях. Понятие о химическом равновесии. Факторы,
влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной реакции. Составление уравнений
окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Урок обобщения и контроля
Тема 2. Электролитическая диссоциация. Химические реакции в растворах (8 часов)
Электролитическая диссоциация
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с
Основные положения теории
различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные
электролитической диссоциации
и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
Химические свойства кислот как
оснований и солей в свете представлений об электролитической
электролитов
диссоциации. Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе
Химические свойства оснований как
солей.
электролитов

Ознакомление с моделями кристаллических
решёток неорганических веществ — металлов и
неметаллов (графита и алмаза), сложных
веществ (хлорида натрия)

Проведение опытов, иллюстрирующих
примеры окислительно-восстановительных
реакций (горение, реакции разложения,
соединения)
Исследование зависимости скорости
химической реакции от воздействия различных
факторов

Исследование электропроводности растворов
веществ, процесса диссоциации кислот,
щелочей и солей (возможно использование
видеоматериалов)

15
16
17

18

19
20
21
22

23

24
25
26

27
28
29
30
31
32

Химические свойства солей как
электролитов
Гидролиз солей
Практикум

Урок обобщения и контроля
Раздел 2. Неметаллы и их соединения (27 часов)
Тема 3. Общая характеристика химических элементов VIIА-группы. Галогены (4 часа)
Общая характеристика неметаллов
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства
Общая характеристика элементов VIIАпростых веществ — галогенов. Химические свойства на примере хлора
группы - галогенов
(взаимодействие с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород.
Соединения галогенов
Соляная кислота, химические свойства, получение, применение.
Практикум
Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие
хлориды и их нахождение в природе.

Тема 4. Общая характеристика химических элементов VIА-группы. Сера и её соединения (5 часов)
Общая характеристика элементов VIАОбщая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
группы – халькогенов. Сера
атомов, характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ — кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
Сероводород и сульфиды
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства.
Кислородные соединения серы
Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная кислота,
Практикум
физические и химические свойства (общие как представителя класса
кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты. Применение. Соли
серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение
серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей
среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и
Урок обобщения и контроля
водоёмов), способы его предотвращения.
Тема 5. Общая характеристика химических элементов VА-группы. Азот, фосфор и их соединения (7 часов)
Общая характеристика элементов VАОбщая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
группы. Азот
атомов, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства.
Аммиак. Соли аммония
Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
Кислородные соединения азота
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и
Кислородные соединения азота
химические свойства, применение. Качественная реакция на ионы
Фосфор и его соединения

Проведение опытов, иллюстрирующих
признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа,
образование воды)
Распознавание неорганических веществ с
помощью качественных реакций на ионы
Решение экспериментальных задач

Ознакомление с образцами хлоридов
(галогенидов)
Изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты
Проведение качественных реакций на хлоридионы и наблюдение признаков их протекания;
опыты, отражающие физические и химические
свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов)
Ознакомление с образцами серы и её
соединениями (возможно использование
видеоматериалов)

Наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты
Изучение химических свойств разбавленной
серной кислоты, проведение качественной
реакции на сульфат-ион и наблюдение признака
её протекания

33
34

35

36
37
38
39
40
41
42
43
44

45

46
47
48

Фосфор и его соединения
Практикум

аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями
азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и
химические свойства. Оксид фосфора(V) и фосфорная кислота,
физические и химические свойства, получение. Использование
фосфатов в качестве минеральных удобрений.

Тема 6. Общая характеристика химических элементов IVА-группы. Углерод и кремний и их соединения (11
часов)
Общая характеристика элементов IVАОбщая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
группы. Углерод
атомов, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства,
действие на живые организмы, получение и применение.
Кислородные соединения углерода
Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза
Кислородные соединения углерода
глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная
Углеводороды
кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
Кислородсодержащие органические
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
соединения
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Кремний и его соединения
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
Силикатная промышленность
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная
кислота). Их состав и химическое строение. Понятие о биологически
Получение неметаллов
важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни
Получение важнейших химических
человека. Материальное единство органических и неорганических
соединений неметаллов
соединений.
Практикум
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об
оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование
в быту, медицине, промышленности. Важнейшие строительные
материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы
безопасного использования строительных материалов в повседневной
Урок обобщения и контроля
жизни.
Раздел 3. Металлы и их соединения (18 часов)
Тема 7. Общие свойства металлов (4 часа)
Общая характеристика металлов
Общая характеристика химических элементов — металлов на
основании их положения в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов.
Химические свойства металлов
Коррозия металлов и способы защиты от Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка.

Ознакомление с физическими свойствами азота,
фосфора и их соединений (возможно
использование видеоматериалов), образцами
азотных и фосфорных удобрений
Получение, собирание, распознавание и
изучение свойств аммиака
Проведение качественных реакций на ион
аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно использование видеоматериалов)
Изучение моделей кристаллических решёток
алмаза, графита, фуллерена
Ознакомление с процессом адсорбции
растворённых веществ активированным углём и
устройством противогаза

Ознакомление с продукцией силикатной
промышленности

Получение, собирание, распознавание и
изучение свойств углекислого газа
Проведение качественных реакций на карбонати силикат-ионы и изучение признаков их
протекания
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие неметаллы и их соединения»

Ознакомление с образцами металлов и сплавов,
их физическими свойствами
Изучение результатов коррозии металлов

49

50
51

52
53
54
55
56
57

нее
Металлы в природе. Понятие о
металлургии

Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и
химические свойства металлов. Общие способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от
коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их
применение в быту и промышленности.
Тема 8. Важнейшие металлы и их соединения (14 часов)
Общая характеристика элементов IАЩелочные металлы: положение в Периодической системе химических
группы
элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в
природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и
Физические и химические свойства
калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных
натрия и калия
металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение
Общая характеристика элементов IIАв Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
группы
строение их атомов; нахождение в природе. Физические и химические
Физические и химические свойства
свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид,
магния и кальция
гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Жесткость воды и способы ее
Алюминий: положение в Периодической системе химических
устранения
элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе.
Алюминий и его соединения
Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства
оксида и гидроксида алюминия.
Амфотерные свойства оксида и
Железо: положение в Периодической системе химических элементов
гидроксида алюминия
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические
Железо и его соединения
и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и
железа(III), их состав, свойства и получение.

60

Оксиды, гидроксиды железа их состав,
свойства и получение
Соли железа(II) и железа(III), их состав,
свойства и получение
Практикум

61

Практикум

62
63

Повторение
Итоговая контрольная работа
Раздел 4. Химия и окружающая среда (3 часа)
Тема 9. Вещества и материалы в жизни человека (3 часа)
Химический состав планеты Земля
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное
использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь

58
59

64

(возможно использование видеоматериалов)

Изучение особенностей взаимодействия оксида
кальция и натрия с водой (возможно
использование видеоматериалов)

Исследование свойств жёсткой воды

Исследование амфотерных свойств гидроксида
алюминия и гидроксида цинка
Процесс горения железа в кислороде (возможно
использование видеоматериалов)

Наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и
кальция (возможно использование
видеоматериалов)
Наблюдение признаков протекания
качественных реакций на ионы (магния,
кальция, алюминия, цинка, железа(II) и
железа(III), меди(II))
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие металлы и их соединения»

Изучение образцов материалов (стекло, сплавы
металлов, полимерные материалы)

65
66

Химия и здоровье
Охрана окружающей среды от
химического загрязнения
ИТОГО:

при химических ожогах и отравлениях. Химическое загрязнение
окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ —
ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
66 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».