РП ОРКСЭ 4 кл. 2023

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение №6 к ООП НОО
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2023 г. №79

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и Светской этики»
Срок освоения программы: 1 год

Составитель: учитель начальных классов
Кузнецова Н.В.,
первая квалификационная категория

с. Трошково 2023 г.

Пояснительная записка
Программа по ОРКСЭ на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Выбор модуля
осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых
результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие
результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся независимо от изучаемого
модуля. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), все результаты обучения представляются за этот период.
Целью программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами программы по ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного
уважения и диалога.
Основной методологический принцип реализации программы по ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий формированию у
обучающихся первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и
ценностях религиозных и светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного отношения к социальной реальности,
осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения
выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить вербальные
средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ являются психологические особенности обучающихся,
завершающих обучение на уровне начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого.
Естественная открытость обучающихся уровня начального общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение
обид и оскорблений становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения.
В рамках освоения программы по ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается

подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине
Общее число часов для изучения ОРКСЭ - 34 часа (один час в неделю в 4 классе).

Планируемые результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования
Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значения гуманистических и демократических ценностных ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
 осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в
общении, желание при необходимости прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Метапредметные результаты:
 овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
 формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их
реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях, использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:






















ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества - мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской
этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в
религиозных учениях и светской этике.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях,
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского
общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие
конфликты;
подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.

К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение
ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала, объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
 рассказывать о Священном Писании Церкви - Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;
 рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
 рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах,
назначении поста;
 раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных ценностей;
 распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
 рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи, выделять и объяснять особенности икон в сравнении с
картинами;
 излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами
объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,

традиции.
Модуль «Основы исламской культуры».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми,
в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её
основах;
 рассказывать о Священном Коране и сунне - примерах из жизни пророка Мухаммада, о праведных предках, о ритуальной практике в исламе
(намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
 рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
 рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); раскрывать основное содержание норм отношений в исламской
семье, обязанностей и ответственности членов семьи, норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам,
норм отношений с дальними родственниками, соседями, исламских семейных ценностей;
 распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;
 рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
 излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в
становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы буддийской культуры».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить

примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между
людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность,
благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность), основных идей
(учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары, понимание личности как совокупности всех поступков,
значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах),
бодхисатвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване, понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью
человеческой жизни и бытия;
 рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах, смысле принятия, восьмеричном пути и карме;
 рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
 раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, буддийских семейных ценностей;
 распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре;
 рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской
религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль
 буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы иудейской культуры».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов
 России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;




рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде
всего, Десяти заповедей) в жизни человека, объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных
принципах иудаизма;
 рассказывать о священных текстах иудаизма - Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях,
молитвах;
 рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;
 рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, Йом-Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
 раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, иудейских традиционных семейных ценностей;
 распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;
 рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
 излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре,
традиции.
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в

религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных
традициях;
 соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма,
иудаизма, об основателях религий;
 рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания
и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1-2 примера);
 рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в
храмах, общения с верующими;
 рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее
одного религиозного праздника каждой традиции);
 раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о
семейных ценностях в традиционных религиях народов России, понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов
России;
 распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному
символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;
 рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская
танкопись), главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство,
язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
 излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества,
российской государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов
России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
 приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Модуль «Основы светской этики».
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина






















в России;
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание,
ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе, объяснять «золотое правило нравственности»;
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства, умение
различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской
(гражданской) этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине,
российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества, уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и
особенностей народов России, российского общества, уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека, любовь к природе, забота о
животных, охрана окружающей среды;
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества, российских праздниках (государственные, народные,
религиозные, семейные праздники), российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках
(не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в
жизни человека, семьи;
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья - союз
мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей, любовь и забота родителей о детях,
любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях, уважение старших по возрасту, предков), российских традиционных семейных
ценностей;
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение, выражать уважение российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России, выражать нравственную
ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской
гражданственности и патриотизма в истории России;
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского
общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм российской светской (гражданской) этики и
внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине - России, приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам,
буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

Содержание обучения в 4 классе
Модуль «Основы православной культуры».
Россия - наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы исламской культуры».
Россия - наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в
исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламской традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры».
Россия - наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и
бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре.
Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры».
Россия - наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты
иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в
иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы религиозных культур народов России».
Россия - наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные
книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях.
Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль.
Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях. Семья, семейные ценности.
Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики».
Россия - наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в
культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в государстве как источник
российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше
время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне НОО:

Направления воспитания
1.Гражданско-патриотическое
воспитание

2.Духовно-нравственное
воспитание

3. Эстетическое воспитание
4.Физическое воспитание,
формирование культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
5.Трудовое воспитание

6.Экологическое воспитание

Целевые ориентиры
1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории,
расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим
народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России,
Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной,
религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий
первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес
к чтению.
3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду;

7.Ценности научного познания

№
п/п

6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам;
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и
явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знания.

Перечень тем, планируемых для освоения
обучающимися

Модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина
1
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали.
2
Нравственные ценности, идеалы, принципы.
Государство и мораль гражданина. Основной Закон
3
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре Отечества, народов
4
России. Природа и человек
Праздники как одна из форм исторической памяти
5
Семейные ценности. Этика семейных отношений
6
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпри7
нимательства
Что значит быть нравственным в наше время. Методы
8
нравственного самосовершенствования
Этикет
9
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм много10
национального и многоконфессионального народа России
Итого:

Количество
академических
часов, отводимых
на освоение
каждой темы

Используемые электронные учебнометодические материалы

Целевые приоритеты
воспитания

34
1
8

Электронное сопровождение - диск
Электронное сопровождение - диск

1.1,1.3,1.4
7.1,2.3,2.4

1

Электронное сопровождение - диск

1.5,2.2

8

Электронное сопровождение - диск

1.2

2
1
3

Электронное сопровождение - диск
Электронное сопровождение - диск
Электронное сопровождение - диск

1.4
2.1
5.1,5.2,5.3

6

Электронное сопровождение - диск

2.2,6.2

2
2

Электронное сопровождение - диск
Электронное сопровождение - диск

2.2,2.4
1.3,1.5

34

Поурочное планирование
Модуль «Основы светской этики»
№
Тема урока
п/п
1. Россия — наша Родина (1 ч)
1
Россия – Родина моя

Содержание
Россия - наша Родина.
Россия — многонациональное
государство. Культурные традиции.
Культурное многообразие России.
Народы и религии в России.

Вид деятельности

Использовать ключевые понятия учебной темы в устной и
письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и
фактов действительности. Рассказывать о роли культурных традиций
в жизни народов России, о значении культурных традиций в жизни
человека, семьи, народа, общества. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения. Приводить примеры единения народов
России (например, праздники).
2. Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы. (8 ч)
2
Этика – наука о нравственной жизни
Этика и её значение в жизни
Использовать основные понятия темы в устной и письменной речи,
человека
человека.
рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с
Нравственные
ценности,
идеалы,
иллюстрациями. Составлять небольшой текст-рассуждение на темы
3
Добрым быть на белом свете веселей
принципы морали. Нормы морали.
добра и зла, моральных ценностей, идеалов. Высказывать суждения
4
Правила общения для всех
Этика в отношениях людей в
оценочного характера о значении нравственности в жизни человека,
5
От добрых правил – добрые слова и
обществе. Добро и зло как основные
семьи, народа, общества, государства. Рассуждать о возможности и
поступки
категории
этики.
«Золотое
правило
необходимости соблюдения нравственных норм в жизни человека,
6
Идеал
этики».
общества, раскрывать понимание «золотого правила этики»
7
В развитии добрых чувств – творение
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Проверять
души
себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
8
Жизнь протекает среди людей
9
Подведение итогов
3. Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики (1 ч)
10
Основной Закон
Государство и мораль гражданина,
Читать и понимать учебный текст, объяснять значение слов
основной закон (Конституция) в
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника.
государстве как источник российской Выражать понимание нравственного долга и ответственности
светской (гражданской) этики.
человека в российском обществе, государстве. Рассказывать о
российской гражданской этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных на конституционных правах, свободах, обязанностях
человека.
Раскрывать основное содержание норм российской гражданской
этики (справедливость, ответственность, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к старшим, к
труду, свобода совести, свобода вероисповедания, забота о
природе, историческом и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений при выполнении

заданий. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
4. Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек (8 ч)
11
Жизнь священна
Образцы нравственности в культуре.
Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни в
Отечества, в культурах разных
обществе Рассуждать о нравственных нормах на примерах образцов
12
Человек рождён для добра
народов
России.
поведения людей, исторических и литературных героев, защитников
13
Милосердие – закон жизни
Справедливость,
дружба,
труд,
Отечества в истории России и современности Рассуждать о
14
Дружба и порядочность
помощь нуждающимся, служение
возможности и необходимости бережного отношения к природе и
15
Честность и искренность
своему народу, России. Народные
личной ответственности за это каждого человека Осуществлять поиск
16
Уметь понять и простить
сказки,
пословицы,
поговорки
о
необходимой информации для выполнения заданий Составлять
17
Жить во благо себе и другим
нравственности
.Отношение
к
небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы нравственного
18
Подведение итогов
природе как нравственная категория
поведения в культуре Отечества ». Использовать знания, полученные
на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для
осмысления примеров нравственного поведения людей в истории и
культуре Отечества. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
5. Праздники как одна из форм исторической памяти (2 ч)
19
Такие разные праздники
Праздники как одна из форм
Объяснять значение праздников как одной из форм исторической
исторической памяти. Народные,
памяти народа, общества, их значение для укрепления единства
государственные праздники в России. народа, общества. Рассказывать о российских праздниках
(государственные, народные, религиозные, семейные), День
народного единства, День защитников Отечества и др., о праздниках в
20
Подведение итогов
Нравственное значение праздника,
значение праздников для укрепления своём регионе, местности проживания. Осуществлять поиск
необходимой информации для выполнения заданий
единства народа, сохранения
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
исторической памяти.
учебных текстов, участвовать в беседе. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения.
6. Семейные ценности. Этика семейных отношений (1 ч)
21
Сердце матери
Семейные ценности и этика
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
семейных отношений
учебный текст. Раскрывать основное содержание понимания сеСемья как ценность. Семейные
мьи, отношений в семье на основе взаимной любви и уважения,
ценности в России. Этика семейных
любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о
отношений. Традиционные семейные нуждающихся в помощи родителях; уважение старших.
ценности народов России
Рассказывать о семейных традициях народов России, приводить
примеры. Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения заданий. Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
7. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства (3 ч)
22
Землю красит солнце, а человека - труд
Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства.

Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее
знаний. Рассказывать о трудовой морали, нравственных

традициях трудовой деятельности, предпринимательства в
России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на учебный
24
Подведение итогов
текст. Высказывать суждения оценочного характера о трудолюбии,
честном труде, об уважении к труду, к трудящимся людям,
результатам труда (своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
8. Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования (6 ч)
25
Жизнь протекает среди людей
Что значит быть нравственным в
Выражать своими словами понятия урока.
наше время. Образование как
Приводить примеры нравственных поступков, оценивать поступки
26
Общение и источники преодоления обид
нравственная норма. Методы
свои и других людей.
27
Выбор
нравственного
Соотносить нравственные нормы с анализом личного опыта
28
Ростки нравственного опыта поведения
самосовершенствования.
поведения.
29
Добру сопутствует терпение
Нравственный выбор.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему «Образцы
30
Подведение итогов
нравственного поведения людей в современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
9. Этикет (2 ч)
31
Премудрости этике
Этикет
Размышлять и рассуждать на темы правил поведения в обществе
Понятие этикета.
.Различать нравственные нормы и правила этикета, приводить
32
Подведение итогов
Этика и этикет в отношениях к старшим,примеры. Объяснять взаимосвязь этики и этикета, целесообразность
учителям, в коллективе,
правил этикета. Рассказывать о правилах этикета в разных
дома и в школе,
жизненных ситуациях, приводить примеры, использовать народные
в разных жизненных ситуациях.
пословицы и поговорки. Обосновывать необходимость соблюдения
Речевой этикет
правил этикета в разных ситуациях Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
10. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России (2 ч)
33
В тебе рождается патриот и гражданин
Любовь и уважение к Отечеству.
Закреплять и систематизировать представления о российской
Патриотизм многонационального и
светской этике, духовно-нравственной культуре
многоконфессионального народа
многонационального народа России, их значении в жизни
России.
человека, семьи, российского общества. Сопоставлять понятия
«патриотизм», «Отечество», «многонациональный народ
34
Подведение итогов
Служение человека обществу,
России», «служение», соотносить определения с понятиями,
Родине, Отечеству в культуре
делать выводы. Использовать основные понятия темы в устной и
народов России.
письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Итого: 34 часа
23

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда

Труд как ценность.
Уважение труда, трудящихся людей в
культуре народов России.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».