Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение №11 к ООП НОО
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2023 г. №79
Рабочая программа учебного курса
«Читательская грамотность»
для обучающихся 1-3 классов
Срок освоения программы: 3 года
Составитель: учитель начальных классов
Соболева Г.Ю.
с. Трошково 2023 г.
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Читательская грамотность» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа учебного курса «Читательская грамотность» направлена на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в
едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей, понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и
эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи
нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу содержания программы по «Читательской грамотности» положена идея о том, что русская литература включает в себя систему
ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению,
русская литература устанавливает преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании
обучающихся.
Целями изучения курса «Читательская грамотность» являются:
воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование
ценностей многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство
своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в
родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
формирование потребности в постоянном чтении для развития личности,
для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
В программе учебного курса «Читательская грамотность» содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику
русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа.
Курс «Читательская грамотность» направлен на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения фольклора и
русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся, позволяют обеспечить знакомство обучающихся с
ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской
литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
При определении содержания учебного курса «Читательская грамотность» в центре внимания находятся:
важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени - вплоть до
современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале
доступных для восприятия обучающихся на уровне начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших
национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять ценности
национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники обучающегося, через их восприятие
обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному чтению на родном (русском) языке культурно-исторические
понятия. В программу по литературному чтению на родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные
эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет обучающемуся
глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по литературному чтению на родном (русском) языке
представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской
литературы, эти произведения близки и понятны современному обучающемуся.
произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 101 час: в 1 классе - 33 часа (1 час в
неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса на уровне начального общего образования
Результаты изучения
учебного курса «Читательская грамотность» соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной
образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.
В результате изучения учебного курса «Читательская грамотность» на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих
историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и
художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств, для выражения своего
состояния и чувств, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием
примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)
при поиске дополнительной информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
В результате изучения курса «Читательская грамотность» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий
при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на
дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста, формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с
текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты
Изучение учебного курса «Читательская грамотность» в течение трёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира, национальной истории и культуры, для
культурной самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами, обоснование нравственной
оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении
прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной информации.
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы «Читательской грамотности:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы «Читательской
грамотности»:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства
художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам программы «Читательской
грамотности»:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными
приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.
Содержание курса
1 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например: С.А. Баруздин «Самое простое дело».
Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки »).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Например: Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. А. Осеева «Почему?». Л.Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент). В.В. Лунин «Я
видела чудо». М.М. Пришвин «Осинкам холодно». Ф. Тендряков «Весенние перевертыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например: Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский «Рисунок».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе.
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной...». В. Востоков «Два яблока». В.М. Катанов «Жар-птица».
А.Н. Толстой «Петушки».
2 КЛАСС
Раздел 1.Мир детства
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям.
В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания.
Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире.
П. Алексеев «Медаль».
В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах.
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале» (фрагмент).
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской
поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
3 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Ю.А.
Буковский «О Доброте - злой и доброй».
Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания.
П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к
старшим).
В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю.
Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления, взаимодействие мира реального и мира фантастического.
В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л.К. Чуковская «Мой отец - Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия - Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа.
Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Е.В. Григорьева «Радость».
И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе.
Неразгаданная тайна - в чащах леса...
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Например: Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин «Лес».
К.Г. Паустовский «Клад».
Г. Распутин «Горные речки».
И.П. Токмакова «Туман».
В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
Тематическое планирование
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне НОО:
Направления воспитания
1.Гражданско-патриотическое
воспитание
2.Духовно-нравственное
воспитание
3. Эстетическое воспитание
4.Физическое воспитание,
формирование культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
5.Трудовое воспитание
Целевые ориентиры
1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории,
расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим
народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России,
Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной,
религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий
первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес
к чтению.
3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
6.Экологическое воспитание
7.Ценности научного познания
№
п/п
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду;
6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам;
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и
явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знания.
Перечень тем, планируемых для освоения
обучающимися
Количество
академических
часов, отводимых
на освоение каждой
темы
1 класс
Используемые электронные учебнометодических материалы
Целевые
приоритеты
воспитания
Раздел 1 Мир детства (19 часов)
1.1
Я и книги
1.2
Я взрослею
1.3
Я фантазирую и мечтаю
6
8
5
1.1, 2.6, 3.2, 7.1.
1.2, 2.3,2.4,7.1.
1.1, 2.6,3.1, 3.3, 6.1,
6.2, 7.3.
Раздел 2. Россия – Родина моя (14 часов)
2.1
Что мы Родиной зовём
6
1.1, 1.2, 1.3, 2.1,3.2,
7.1,
1.1, 1.3, 2.6, 3.3,
6.1, 6.2, 7.2.
2.2
О родной природе
8
Итого:
Раздел 1 Мир детства (21 час)
1.1
Я и книги
33 часа
2 класс
5
1.1, 2.6, 3.1, 3.2,
7.3.
1.2
Я взрослею
8
1.3
Я и моя семья
4
1.4
Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2 Россия – Родина моя (13 часов)
2.1
Родная страна во все времена сынами сильна
4
4
2.2
Народные праздники, связанные с временами года.
4
2.3
О родной природе
5
Итого:
Раздел 1 Мир детства (20 часов)
1.1
Я и книги
1.2
Я взрослею.
1.3
Я и моя семья
Итого:
1.3, 2.2, 2.6, 3.3,
5.2, 5.3, 7.3.
1.3, 2.1, 2.5,3.1,5.1,
7.3.
1.1, 3.1, 6.1, 6.2,
6.3, 7.1.
34 часа
3 класс
6
6
4
1.4
Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2 Россия – Родина моя (14 часов)
2.1
Родная страна во все времена сынами сильна
2.2
От праздника к празднику
2.3
О родной природе
1.1, 1.3, 2.4. 2.6,
5.1. 5.2, 7.3.
1.1,1.2, 2.1,2.2, 3.1,
4.1, 5.4.
2.3, 3.1, 3.3, 7.1.
4
4
4
6
1.3,2.2, 3.2, 3.3, 7.1.
2.3, 2.4, 7.1.
1.5, 1.6, 2.1,2.4,3.1,
4.1. 5.1.
2.6, 3.3, 7.2.
1.2. 1.3, 2.2. 7.3.
2.5, 2.6, 3.2, 7.1.
3.1. 3.3. 6.1, 6.2.
6.3. 7.2.
34 часа
Поурочное планирование
1 класс
Тема урока
Раздел 1. Мир детства - 19 часов
1.1
Я и книги
Содержание
Виды деятельности
1
2,3
4,5,6
С. А. Баруздин «Самое
простое дело»
Не красна книга письмом, красна умом.
Л. В. Куклин «Как я научился
читать»
Произведения, отражающие первые шаги в чтении.
Фрагмент
Н. Н. Носов «Тайна на дне
колодца»
Не красна книга письмом, красна умом. Фрагмент главы
«Волшебные сказки».
1.2
7-8
Я взрослею
Без друга в жизни туго
9-10
И. А. Мазнин «Давайте будем
дружить друг с другом»
Произведения, отражающие представление о дружбе как
нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания
11-12
С. Л.Прокофьева «Самый
большой друг»
Произведения, отражающие представление о дружбе как
нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания. (Фрагмент).
Пословицы о правде и честности. Произведения,
отражающие традиционные представления о честности как
нравственном ориентире.
Произведения, отражающие традиционные представления о
честности как нравственном ориентире.
13-
В. А. Осеева «Почему?»
14
Л. Н. Толстой «Лгун»
1.3
15
Я фантазирую и мечтаю
В. В. Лунин «Я видела чудо»
16
М. М. Пришвин «Осинкам
холодно»
Пословицы о дружбе. Произведения, отражающие
представление о дружбе как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания.
Н. К.Абрамцева. «Цветы и зеркало».
Произведения, отражающие умение удивляться при
восприятии окружающего мира.
Произведения, отражающие умение удивляться при
восприятии окружающего мира
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как
дети учатся читать.
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, в которых рассказывается о том, как
дети учатся читать.
Понимание воспринятого на слух текста: ответы на
вопросы по содержанию текста, который читает
учитель.
Дифференцированная работа: чтение небольших
фрагментов, в которых используется не
только текст, но и рисунки. Беседа перед чтением
текстов раздела: обсуждение вопросов «Какие черты
характера вы считаете самыми важными? Кого можно
назвать настоящим другом? Что такое
дружба?».
Обсуждение вопросов «Какие черты характера вы
считаете самыми важными? Кого можно назвать
настоящим другом? Что такое
дружба?».
Дифференцированная работа: чтение небольших
фрагментов, в которых используется не
только текст, но и рисунки.
Упражнение: работа над интонацией при
произнесении определённых предложений.
Упражнение: соотнесение содержания текста и
пословиц, выбор пословицы, отражающей содержание
текста.
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него
посмотреть через волшебные очки.
Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что такое
чудо? Какие бывают чудеса? Всегда ли чудо связано с
17
А. С. Пушкин «Ещё дуют
холодные ветры»
Произведения, отражающие умение удивляться при
восприятии окружающего мира
18-19
С. А. Иванов. «Снежный
заповедник»
Произведения, отражающие умение удивляться при
восприятии окружающего мира
Раздел 2. Россия – Родина моя - 14 часов
2.1
Что мы Родиной зовём
20-21 С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия
«Родина». Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
22-23
П. А. Синявский. «Рисунок».
Произведения, отражающие многогранность понятия
«Родина».
24-25
К. Д. Ушинский. «Наше
Отечество».
Произведения, отражающие многогранность понятия
«Родина».
2.2
26
О родной природе
Русские народные загадки
27
Стихи о солнце, луне, звёздах,
облаках.
28
И. А. Бунин. «Серп луны под
тучкой длинной…»
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце,
луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Поэтические представления русского народа о солнце,
луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в
фольклоре
Поэтические представления русского народа о солнце,
луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
волшебством?».
Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что такое
чудо? Какие бывают чудеса? Всегда ли чудо связано с
волшебством?».
Игра «Волшебные очки»: развитие творческой
фантазии, придумывание, во что необычное может
превратиться обычный предмет, если на него
посмотреть через волшебные очки.
Беседа перед изучением раздела: обсуждение
вопросов «Что мы Родиной зовём? Как человек
открывает для себя свою Родину?». Чтение вслух:
чтение небольших отрывков из произведений,
постепенный переход от слогового к плавному
осмысленному правильному чтению целыми словами
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений, постепенный переход от слогового к
плавному осмысленному правильному чтению целыми
словами
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений, постепенный переход от слогового к
плавному осмысленному правильному чтению целыми
словами
Чтение текстов: работа с пословицами, поговорками,
стихотворениями и рассказами о солнце, луне,
звёздах, облаках, тучах. Чтение вслух: передача
смысловых особенностей текста с помощью
интонирования.
Чтение текстов: работа с пословицами, поговорками,
стихотворениями и рассказами о солнце, луне,
звёздах, облаках, тучах.
Чтение вслух: передача смысловых особенностей
текста с помощью интонирования.
29-30
А. Н. Толстой. «Петушки».
31-32
С. В. Востоков. «Два яблока».
33
Подведение итогов
Поэтические представления русского народа о солнце,
луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Поэтические представления русского народа о солнце,
луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Чтение вслух: передача смысловых особенностей
текста с помощью интонирования.
Обобщение изученного материала.
Интерпретация литературного произведения в
творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.
Чтение вслух: передача смысловых особенностей
текста с помощью интонирования.
Итого: 33 часа
2 класс
Раздел 1 Мир детства - 21 час
1.1
Я и книги
1,2,3 Е. Н. Егорова.
«Детство Александра
Пушкина»
Произведения, отражающие детское восприятие
услышанных рассказов, сказок, стихов. Глава «Нянины
сказки»
4,5
Т. А. Луговская. «Как знаю, как Произведения, отражающие детское восприятие
помню, как умею»
услышанных рассказов, сказок, стихов. (фрагмент).
1.2.
6
Я взрослею
Как аукнется, так и
откликнется
7
В. В. Бианки. «Сова».
Произведения, отражающие традиционные представления
об отношении к другим людям.
8
Л. И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».
Произведения, отражающие традиционные представления
об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления
об отношении к другим людям. Пословицы об отношении к
другим людям.
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами , ответы на вопросы по
содержанию
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами , ответы на вопросы по
содержанию
Характеристика текста художественного
произведения: определение ключевых идей
произведения; объяснение смысла заголовкапословицы; определение последовательности, в
которой появляются персонажи в сказке.
Характеристика текста художественного
произведения: определение ключевых идей
произведения; объяснение смысла заголовкапословицы; определение последовательности, в
которой появляются персонажи в сказке.
Характеристика текста художественного
произведения: определение ключевых идей
произведения; объяснение смысла заголовкапословицы; определение последовательности, в
которой появляются персонажи в сказке.
9.
Воля и труд дивные всходы
дают
Произведения, отражающие представление о трудолюбии
как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания. Пословицы о труде.
10-11
Е. А. Пермяк. «Маркелсамодел и его дети».
Произведения, отражающие представление о трудолюбии
как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания.
12
Б. В. Шергин. «Пословицы в
рассказах».
Произведения, отражающие представление о трудолюбии
как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания.
13
Кто идёт вперёд, того страх не
берёт.
Пословицы о смелости. Произведения, отражающие
традиционные представления о смелости как нравственном
ориентире С. П. Алексеев «Медаль».
1.3
1415.
Я и моя семья
С. Г. Георгиев «Стрекот
кузнечика».
16-17
Семья крепка ладом
Л. Н. Толстой. «Отец и
сыновья»
1.4
18-19
Я фантазирую и мечтаю
Н. К. Абрамцева «Заветное
желание».
Мечты, зовущие ввысь.
2021.
Произведения, отражающие традиционные представления
о семейных ценностях.
В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент).
Произведения, отражающие традиционные представления
о семейных ценностях
М. В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Произведения, отражающие представления об идеалах в
детских мечтах.
Произведения, отражающие представления об идеалах в
детских мечтах. Е. В. Григорьева «Мечта».
Раздел 2 Россия – Родина моя - 13 часов
2.1.Родная страна во все времена сынами сильна
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к
прочитанному произведению
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к
прочитанному произведению
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к
прочитанному произведению
Чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к
прочитанному произведению.
Характеристика героев произведения: оценка
поступков героев с опорой на текст; определение
отношения автора к своему герою, подтверждение
своих выводов примерами из текста.
Характеристика героев произведения: оценка
поступков героев с опорой на текст; определение
отношения автора к своему герою, подтверждение
своих выводов примерами из текста.
Творческая работа: чтение диалога по ролям (работа в
группе).
Понимание текста: понимание значения незнакомых
слов в тексте с опорой на контекст.
Учебный диалог: обсуждение вопросов «Что такое
чудо? Какие бывают чудеса? Всегда ли чудо связано с
волшебством?».
22
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей
русского народа. В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов»
(Глава «Рябово»)
Характеристика текста художественного
произведения: определение темы и главной мысли
произведения; поиски сравнение описаний одного и
того же предмета в разных частях текста;
сопоставление рассказа и стихотворения,
объединённых одной темой.
23
М. Л. Яковлев. «Сергий
Радонежский приходит на
помощь»
Повесть о В. И. Дале
Художественные биографии выдающихся представителей
русского народа» (Фрагмент).
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию
Художественные биографии выдающихся представителей
русского народа. М.А.Булатов, В.И. Порудоминский
«Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале
Характеристика текста художественного
произведения: определение темы и главной мысли
произведения; поиски сравнение описаний одного и
того же предмета в разных частях текста;
сопоставление рассказа и стихотворения,
объединённых одной темой.
24-25
2.2. Народные праздники, связанные с временами года.
26
Хорош праздник после трудов
Произведения о праздниках и традициях, связанных с
праведных
народным календарём. Песни-веснянки.
27
В. А.Жуковский. «Жаворонок».
Произведения о праздниках и традициях, связанных с
народным календарём.
А. С. Пушкин. «Птичка».
28-29
И. С. Шмелёв. «Лето
Господне»
Произведения о праздниках и традициях, связанных с
народным календарём. (фрагмент главы «Масленица»).
2.3
30
О родной природе
Стихи о детстве
. Поэтические представления русского народа о поле, луге,
травах и цветах. Русские народные загадки о поле, цветах
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или
подготовленный ученик, понимание содержания
произведения, ответы на вопросы.
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или
подготовленный ученик, понимание содержания
произведения, ответы на вопросы.
Характеристика текста художественного
произведения: определение темы и главной мысли
произведения; Характеристика героев произведения:
понимание чувств героя, подтверждение своих
выводов примерами из текста.
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
стихотворения.
31
Ю.И. Коваль. «Фарфоровые
колокольчики».
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или
подготовленный ученик, понимание содержания
произведения, ответы на вопросы.
32
И. С. Никитин. «В чистом поле
тень шагает».
Поэтические представления русского народа о поле, луге,
травах и цветах
33
М. С. Пляцковский
«Колокольчик».
Слушание текста: восприятие на слух художественных
произведений, которые читает учитель или
подготовленный ученик, понимание содержания
произведения, ответы на вопросы.
34
К зелёным далям с детства взор
приучен
Отражение поэтических представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. В. А. Солоухин «Трава»
(Фрагмент).
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Чтение вслух: чтение небольших отрывков из
произведений целыми словами (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст); выразительное чтение
стихотворения.
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Чтение про себя: чтение небольших отрывков из
произведений, ответы на вопросы по содержанию;
чтение и обсуждение историко-культурной
информации, имеющей отношение к прочитанному
произведению.
Итого: 34 часа
3 класс
Раздел 1 Мир детства - 20 часов
1.1
Я и книги
1-3
Пишут не пером, а умом.
4-6
1.2
7.
В. П. Крапивин. «Сказки Севки
Глущенко»
Я взрослею
Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй».
8-9
Жизнь дана на добрые дела.
10.
Л.Л. Яхнин. «Последняя
рубашка».
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (Глава «Мой
дневник»).
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
(Глава «День рождения»).
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру
слова и дополнительные источники информации.
Произведения, отражающие представление о доброте как
нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания.
Произведения, отражающие представление о доброте П. В.
Засодимский. «Гришина милостыня».
Произведения, отражающие представление о доброте как
нравственно-этической ценности, значимой для
Учебный диалог на основе проблемных вопросов к
тексту.
Характеристика произведения и его героев: ответы на
вопросы по содержанию; определение мотивов
поступков героев, объяснение их эмоционального
состояния.
11-12
1.3
13
Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».
Пословицы о доброте.
Я и моя семья
О. Ф. Кургузов.
«Душа нараспашку».
14.
В дружной семье и в холод
тепло.
1516.
1.4
1720.
В. М. Шукшин. «Как зайка
летал на воздушных шариках»
Я фантазирую и мечтаю
Детские фантазии
национального русского сознания.
Произведения, отражающие традиционные представления о
семейных ценностях (лад, любовь, взаимопонимание,
забота, терпение, уважение к старшим)..
Произведения, отражающие традиционные представления о
семейных ценностях. А. Л. Решетов. «Зёрнышки спелых
яблок».
Произведения, отражающие традиционные представления о
семейных ценностях
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии
для взросления, взаимодействие мира реального и мира
фантастического. В.П. Крапивин.
«Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Раздел 2 Россия – Родина моя (14 часов)
2.1. Родная страна во все времена сынами сильна
21.
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского
народа. О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»(фрагмент).
22.
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского
народа. А. Н. Майков. «Ломоносов» (фрагмент).
23-24 В. А. Бахревский. «Семён
Произведения о выдающихся представителях русского
Дежнёв»
народа (фрагмент).
2.2
25.
От праздника к празднику
Всякая душа празднику рада
26.
А. И. Куприн. «Пасхальные
колокола»
2728.
С. Чёрный. «Пасхальный
визит»
Всякая душа празднику рада. Произведения о праздниках,
значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе. Е. В.
Григорьева. «Радость».
Всякая душа празднику рада. Произведения о праздниках,
значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
(фрагмент).
Всякая душа празднику рада. Произведения о праздниках,
значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
(фрагмент).
Характеристика произведения и его героев: ответы на
вопросы по содержанию; определение мотивов
поступков героев, объяснение их эмоционального
состояния; оценка поступков героев; определение
ключевых идей произведения.
Учебный диалог на основе текста. Беседа о
мечтах и фантазиях для взросления, взаимодействие
мира реального и мира фантастического.
Характеристика текста художественного произведения
Сопоставление рассказа и стихотворения,
объединённых одной темой;
Характеристика произведения и его героев: ответы на
вопросы по содержанию; определение мотивов
поступков героев, объяснение их эмоционального
состояния; оценка поступков героев; определение
ключевых идей произведения.
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру
слова и дополнительные источники информации
Сопоставление рассказа и стихотворения,
объединённых одной темой;
Понимание значения незнакомых слов и выражений в
тексте с опорой на контекст, морфемную структуру
слова и дополнительные источники информации
2.3
29..
О родной природе
Неразгаданная тайна в чащах
леса…
30.
31.
И. С. Никитин. «Лес».
И. П. Токмакова. «Туман».
32.
Неразгаданная тайна леса
33.
34.
К. Г. Паустовский. «Клад».
М. М. Пришвин. «Как
распускаются разные деревья»
Итого: 34 часа
Поэтические представления русского народа о лесе, реке,
тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. В. Д. Берестов. «У
реки».
Поэтические представления русского народа о лесе, реке,
тумане; отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П.
Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент)
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане
Русские народные загадки о лесе, реке, тумане
Наблюдение: рассматривание репродукций картин,
определение, подходит ли предложенная репродукция
картины в качестве иллюстрации к стихотворению,
обоснование своего мнения.
Наблюдение: рассматривание репродукций картин,
определение, подходит ли предложенная репродукция
картины в качестве иллюстрации к стихотворению,
обоснование своего мнения.