Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение №7 к ООП СОО
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2023 г. №79
Рабочая программа учебного предмета
«География» (базовый уровень)
для 10-11 классов
Срок освоения программы: 2 года
Составитель: учитель географии Третьякова В.В.,
высшая квалификационная категория
с. Трошково 2023 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии на уровне среднего общего образования составлена на основе:
- Федеральной рабочей программы среднего общего образования «География» 2023 г.;
- Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74228);
- Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО (в редакции приказа Минпросвещения РФ от 12.08.2022 г. №732);
- Концепцией развития географического образования в Российской Федерации;
- Программы воспитания МБОУ Двинская СОШ №28.
Данная программа составлена на основе УМК по географии «Полярная звезда» (10-11) , Гладкий Ю.Н., Николина В.В.
Используемые учебники издательства «Просвещение»:
- Учебник «География» 10 класс, Гладкий Ю.Н., Николина В.В.
Границы государств на картах даны на январь 2022 г.
Учебник "География. 10 класс" продолжает предметную линию УМК "Полярная звезда". Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения
личностных, метапредметных и межпредметных образовательных результатов. Содержание учебника нацелено на формирование знаний о природных условиях и ресурсах,
населении, экономике мира. Большое внимание уделяется изучению формирования политической карты мира, географии культуры, религий и цивилизаций. Главные
особенности учебника — наличие деятельностных параграфов "Учимся с "Полярной звездой", разнообразных разноуровневых заданий, графически выделенной системы
подготовки к аттестации, обширного иллюстративно-картографического материала, Приложения, содержащего необходимую для данного курса статистическую
информацию.
- Учебник «География» 11 класс, Гладкий Ю.Н., Николина В.В.
Учебник «География. 11 класс» завершает предметную линию УМК «Полярная звезда». Он предназначен для старшеклассников, изучающих географию как на
базовом, так и на углублённом уровне. Содержание учебника нацелено на формирование знаний о странах и культурно-исторических регионах мира, об их природных
условиях и ресурсах, населении, экономике. Большое внимание уделяется изучению глобальных проблем человечества. Главные особенности учебника — наличие
деятельностных параграфов «Учимся с «Полярной звездой», разнообразных разноуровневых заданий, графически выделенной системы подготовки к аттестации, обширного
иллюстративно-картографического материала. В переработанной версии учебника представлена обновлённая справочная и статистическая информация на 2019-2021 гг.
Политическое устройство мира отражено на картах по состоянию на октябрь 2022 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Учебный предмет «География» — это один из учебных предметов, способных успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области
естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета «География» положено изучение единого и одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть,
явились интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что позволило более чётко представить
географические реалии происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и межгосударственных, социокультурных, социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
- воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества;
- воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
2
- развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических
знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности; приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей
устойчивого развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования учебный предмет «География» признан обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной
области «Общественно-научные предметы».
Учебным планом на изучение учебного предмета «География» отводится 67 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах (34 и 33 часа
соответственно).
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
- осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
Патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
- идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
- осознание духовных ценностей российского народа;
- сформированность нравственного сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на основе формирования элементов географической и экологической культуры;
- ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
Эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения к своему здоровью;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
4
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем и географических особенностей их проявления;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- умение прогнозировать, в том числе на основе применения географических знаний, неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географических наук и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных источников
географической информации в решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в географических науках индивидуально и в
группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
- разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом предложенной географической задачи;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- координировать и выполнять работу при решении географических задач в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических географических задач, применению различных методов познания природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
- владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
5
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
- формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
- давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
- выбирать и использовать различные источники географической информации, необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами
географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;
- выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
- оценивать достоверность информации;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы;
- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
- использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
- делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
6
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
- использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества: приводить
примеры проявления глобальных проблем, в решении которых принимает участие современная географическая наука, на региональном уровне, в разных странах, в том
числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и
использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве; описывать положение и
взаиморасположение изученных географических объектов в пространстве, новую многополярную модель политического мироустройства, ареалы распространения
основных религий; приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения и площади территории, стран, имеющих различное географическое положение,
стран с различными формами правления и государственного устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции, основных международных магистралей и транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных, земельных, водных ресурсов;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: различать географические процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию, эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и
демографический кризис и распознавать их проявления в повседневной жизни; использовать знания об основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов, процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей уровня развития мирового хозяйства
(объёмы ВВП, промышленного, сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства в отдельных странах, сравнения показателей,
характеризующих демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни населения мира и отдельных стран, с использованием источников географической
информации, сравнения структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по обеспеченности минеральными, водными,
7
земельными и лесными ресурсами с использованием источников географической информации, для классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню социально-экономического развития, типам воспроизводства населения, занимаемым
ими позициям относительно России, для классификации ландшафтов с использованием источников географической информации; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями и размещением населения, в том числе между глобальным
изменением климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между развитием науки и
технологии и возможностями человека прогнозировать опасные природные явления и противостоять им; устанавливать взаимосвязи между значениями показателей
рождаемости, смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и особенностями их
влияния на окружающую среду; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять социально-экономические понятия: политическая карта,
государство, политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, воспроизводство населения, демографический
взрыв, демографический кризис, демографический переход, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, индекс
человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, «климатические беженцы», расселение населения, демографическая политика,
субурбанизация, ложная урбанизация, мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое
хозяйство, международная экономическая интеграция, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая и
территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика», «зелёная энергетика»,
органическое сельское хозяйство, глобализация мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие
для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы, адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и сравнивать по географическим картам различного содержания и другим источникам географической
информации качественные и количественные показатели, характеризующие изученные географические объекты, процессы и явления; прогнозировать изменения состава и
структуры населения, в том числе возрастной структуры населения отдельных стран с использованием источников географической информации; определять и находить в
комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно
находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения географических объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем; представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.) географическую информацию о
населении мира и России, отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических особенностях развития отдельных отраслей; формулировать
выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из различных источников; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники географической информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений, в
том числе: объяснять особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения, направления международных миграций, различия в
уровнях урбанизации, в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
8
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал одной из стран с использованием источников географической информации,
влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития основных отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной структуры,
изменение климата и уровня Мирового океана для различных территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры, предпринимаемые для уменьшения
их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления глобальных изменений климата,
повышения уровня Мирового океана, в объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий на примере регионов и стран мира, на планетарном уровне.
11 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества:
определять роль географических наук в достижении целей устойчивого развития;
2) освоение и применение знаний о размещении основных географических объектов и территориальной организации природы и общества: выбирать и
использовать источники географической информации для определения положения и взаиморасположения регионов и стран в пространстве; описывать положение и
взаиморасположение регионов и стран в пространстве, особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства регионов и изученных стран;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства: распознавать географические особенности проявления процессов воспроизводства, миграции населения и урбанизации в различных регионах мира и изученных
странах; использовать знания об основных географических закономерностях для определения географических факторов международной хозяйственной специализации
изученных стран; сравнения регионов мира и изученных стран по уровню социально-экономического развития, специализации различных стран и по их месту в МГРТ; для
классификации стран отдельных регионов мира, в том числе по особенностям географического положения, форме правления и государственного устройства, уровню
социально-экономического развития, типам воспроизводства населения с использованием источников географической информации; устанавливать взаимосвязи между
социально-экономическими и геоэкологическими процессами и явлениями в изученных странах; природными условиями и размещением населения, природными условиями
и природно-ресурсным капиталом и отраслевой структурой хозяйства изученных стран; прогнозировать изменения возрастной структуры населения отдельных стран
зарубежной Европы с использованием источников географической информации; формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования географических
знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых географических понятий: применять изученные социально-экономические понятия: политическая
карта, государство; политико-географическое положение, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство; воспроизводство населения,
демографический взрыв, демографический кризис, старение населения, состав населения, структура населения, экономически активное население, Индекс человеческого
развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции населения, расселение населения, демографическая политика, субурбанизация, ложная урбанизация;
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные, нефтедобывающие страны; ресурсообеспеченность, мировое хозяйство, международная экономическая
интеграция; международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда; отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства,
транснациональные корпорации (ТНК), «сланцевая революция», водородная энергетика, «зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство; глобализация мировой
экономики и деглобализация, «энергопереход», международные экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или) практико-ориентированных
задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
воздействия природных и антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения/исследования; формулировать обобщения и выводы по результатам наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные источники географической информации для получения новых знаний о природных и социальноэкономических процессах и явлениях, выявления закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и использовать источники географической
9
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам; сопоставлять и
анализировать географические карты различной тематики и другие источники географической информации для выявления закономерностей социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений на территории регионов мира и отдельных стран; определять и сравнивать по географическим картам разного содержания
и другим источникам географической информации качественные и количественные показатели, характеризующие регионы и страны, а также географические процессы и
явления, происходящие в них; географические факторы международной хозяйственной специализации отдельных стран с использованием источников географической
информации; определять и находить в комплексе источников недостоверную и противоречивую географическую информацию о регионах мира и странах для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач; самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы познания для решения практико-ориентированных
задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации информации из различных источников: находить, отбирать, систематизировать информацию,
необходимую для изучения регионов мира и стран (в том числе и России), их обеспеченности природными и человеческими ресурсами; для изучения хозяйственного
потенциала стран, глобальных проблем человечества и их проявления на территории (в том числе и России); представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы,
диаграммы, карты и др.) географическую информацию о населении, размещении хозяйства регионов мира и изученных стран; их отраслевой и территориальной структуре
их хозяйств, географических особенностях развития отдельных отраслей; формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации информации из
различных источников; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; использовать различные источники географической
информации для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов в
странах мира: объяснять географические особенности стран с разным уровнем социально-экономического развития, в том числе объяснять различие в составе, структуре и
размещении населения, в уровне и качестве жизни населения; объяснять влияние природно-ресурсного капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства
отдельных стран; особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства изученных стран, особенности международной специализации стран и роль
географических факторов в её формировании; особенности проявления глобальных проблем человечества в различных странах с использованием источников
географической информации;
9) сформированность умений применять географические знания для оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать географические факторы,
определяющие сущность и динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических процессов; изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; политико-географическое положение изученных регионов, стран и России; влияние международных миграций на демографическую и социальноэкономическую ситуацию в изученных странах; роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике;
конкурентные преимущества экономики России; различные точки зрения по актуальным экологическим и социально-экономическим проблемам мира и России; изменения
направления международных экономических связей России в новых экономических условиях;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем: описывать географические аспекты проблем взаимодействия природы и общества; приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем; возможных путей
решения глобальных проблем.
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.
Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные направления
географических исследований. Источники географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат географических исследований.
Тема 2. Географическая культура.
Элементы географической культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей разных
профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда.
Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям территорий,
её изменение во времени. Географическая и окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты.
Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы.
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические
беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории
как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными природными явлениями/глобальными изменениями климата/загрязнением Мирового
океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения/исследования.
Тема 4. Природные ресурсы и их виды.
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность.
Истощение природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные
ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение — его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по источникам географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Политическая география и геополитика.
Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и приарктического государства.
Тема 2. Классификации и типология стран мира.
Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государства и государственного устройства.
11
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения.
Численность населения мира и динамика её изменения. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с различным уровнем социальноэкономического развития (демографический взрыв, демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её направления в странах различных
типов воспроизводства населения. Теория демографического перехода.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов анализа по
выбору обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения.
Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в странах с различным уровнем социально-экономического развития.
Этнический состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав населения. Мировые и
национальные религии, главные районы распространения. Население мира и глобализация. География культуры в системе географических наук. Современные
цивилизации, географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения.
Географические особенности размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
Тема 4. Качество жизни населения.
Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных, культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда.
Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран и роль географических факторов в её формировании. Аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны. Роль и место России в международном географическом разделении труда.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики.
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические союзы. Глобализация мировой экономики и
её влияние на хозяйство стран разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.
12
Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность мира.
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие страныпроизводители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли, изменяющие её
географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика». Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой» энергетики. Воздействие
на окружающую среду топливной промышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов в мировой экономике. Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной металлургии. Ведущие страны-производители
и экспортёры стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте цветных и чёрных металлов. Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и
микроэлектроники. Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и
продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и
лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира.
Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития отрасли.
Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как
одного из главных экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура:
географические особенности. Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
Сфера услуг. Мировой транспорт.
Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и туризм.
11 класс
Раздел 6. Регионы и страны
Тема 1. Регионы мира. Зарубежная Европа.
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: зарубежная Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и Океания.
Зарубежная Европа: состав (субрегионы: Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран субрегионов. Геополитические проблемы региона.
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных субрегионов зарубежной Европы с использованием источников
географической информации (по выбору учителя).
Тема 2. Зарубежная Азия.
Состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономико-географическая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического
положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Практическая работа
13
1. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте
основных видов продукции.
Тема 3. Америка.
Состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка), общая экономико-географическая характеристика. Особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и Бразилии на основе анализа географических карт.
Тема 4. Африка.
Состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка). Общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства стран Африки (ЮАР, Египет, Алжир).
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии.
Тема 5. Австралия и Океания.
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и развития хозяйства.
Экономико-географическое положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации. Географическая и товарная структура экспорта.
Океания: особенности природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда.
Тема 6. Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической карте мира.
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа
1. Изменение направления международных экономических связей России в новых экономических условиях.
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины
роста глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами и
причина её возникновения. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на жизнь человека и его хозяйственную деятельность. Проблема глобальных климатических изменений,
проблема стихийных природных бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита водных ресурсов и ухудшения их качества,
проблемы опустынивания и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека. Взаимосвязь глобальных
геополитических, экологических проблем и проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем. Необходимость переоценки
человечеством и отдельными странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Участие России
в решении глобальных проблем.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на основе анализа различных источников географической информации и
участия России в их решении.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Целевые приоритеты воспитания на уровне СОО:
Направления воспитания
1.Гражданско-патриотическое
воспитание
2.Духовно-нравственное
воспитание
3. Эстетическое воспитание
4.Физическое воспитание,
формирование культуры
здоровья и эмоционального
благополучия
Целевые ориентиры
1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории,
расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим
народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России,
Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной,
религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные
навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к
чтению.
3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учетом возраста.
15
5.Трудовое воспитание
6.Экологическое воспитание
7.Ценности научного
познания
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым
существам;
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений
природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знания.
Перечень тем, планируемых для освоения обучающимися
10 КЛАСС
Раздел 1: Географическая наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические прогнозы.
Тема 2. Географическая культура
Раздел 2: Природопользование и геоэкология
Тема 1: Географическая среда
Тема 2: Естественный и антропогенный ландшафты
Тема 3: Проблемы взаимодействия человека и природы
Тема 4: Природные ресурсы и их виды
Раздел 3: Современная политическая карта
Тема 1:Политическая география и геополитика
Тема 2: Классификация и типология стран мира
Раздел 4: Население мира
Тема 1: Численность и воспроизводство населения
Тема 2: Состав и структура населения
Тема 3: Размещение населения
Тема 4: Качество жизни населения
Раздел 5: Мировое хозяйство
Количество
академических
часов, отводимых
на освоение
каждой темы
2
1
1
6
1
1
2
2
3
1
2
7
2
2
2
1
14
Используемые
электронные учебнометодических
материалы
Целевые приоритеты воспитания
РЭШ (урок 1 в 10 кл.)
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
РЭШ (урок 2 в 10 кл.)
РЭШ (урок 4 в 10 кл.)
РЭШ (урок 4 в 10 кл.)
РЭШ (урок 3 в 10 кл.)
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
РЭШ (урок 5 в 10 кл.)
РЭШ (урок 5 в 10 кл.)
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
РЭШ (урок 6 в 10 кл.)
РЭШ (урок 7 в 10 кл.)
РЭШ (урок 7 в 10 кл.)
РЭШ (урок 8 в 10 кл.)
1.1,1.2,1.3,1.4,2.5,7.1,7.2,7.3
1.1,1.2,1.3,1.4,2.5,7.1,7.2,7.3
1.1,1.2,1.3,1.4,2.5,7.1,7.2,7.3
1.1,1.2,1.3,1.4,2.5,6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
16
2
5.4
Тема 1: Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда.
Тема 2: Международная экономическая интеграция и глобализация мировой
экономики.
Тема 3: География главных отраслей мирового хозяйства. Промышленность
мира.
Тема 4: Сельское хозяйство мира
5.5
Тема 5: Сфера услуг. Мировой транспорт.
3
5.1
5.2
5.3
Заключение
ИТОГО:
6
2
11 КЛАСС
Раздел 6: Регионы и страны
Тема 1: Регионы мира. Зарубежная Европа.
27
6
6.2
Тема 2: Зарубежная Азия
6
6.3
Тема 3: Америка
6
6.4
Тема 4: Африка
4
6.5
Тема 5: Австралия и Океания
2
6.6
Тема 6: Россия на геополитической, геоэкономической и геодемографической
карте мира
Раздел 7: Глобальные проблемы человечества
Тема 1: Глобальные проблемы человечества
3
ИТОГО:
№
п/п
Тема урока
Традиционные и новые методы в
географии. Географические прогнозы.
7.1,7.2,7.3
РЭШ (урок 1,2,3 в 11
кл.)
РЭШ (урок 4,5,6 в 11
кл.)
РЭШ (урок 7,8,9,10,11
в 11 кл.)
РЭШ (урок 12,13 в 11
кл.)
РЭШ (урок 14 в 11
кл.)
РЭШ (урок 15,16,17 в
11 кл.)
7.1,7.2,7.3
РЭШ (урок 18 в 11
кл.)
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
6.1,6.2.6.3,7.1,7.2,7.3
2
34 часа
6
6.1
7
7.1
1
1
РЭШ (урок 9,10 в 10
кл.)
РЭШ (урок 10 в 10
кл.)
РЭШ (урок
11,12,13,14,15 в 10 кл.)
РЭШ (урок 16 в 10
кл.)
РЭШ (урок 17,18 в 10
кл.)
6
6
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
1.1,1.2,1.3,1.4,7.1,7.2,7.3
33 часа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Содержание
Практические работы
Раздел 1: Географическая наука (2 ч.)
Традиционные и новые методы исследований в географически науках,
их использование в разных сферах человеческой деятельности.
Современные направления географических исследований. Источники
17
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
географической информации, ГИС. Географические прогнозы как
результат географических исследований.
Географическая культура
Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для
представителей разных профессий.
Раздел 2: Природопользование и геоэкология (6 ч.)
Географическая среда
Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и
изменяющие. Адаптация человека к различным природным условиям
территорий, её изменение во времени. Географическая и окружающая
среда.
Естественный и антропогенный
Естественный и антропогенный ландшафты.
ландшафты
Проблема сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на
Земле.
Проблемы взаимодействия человека и
природы
Проблемы взаимодействия человека и
природы
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение
уровня Мирового океана, загрязнение окружающей среды.
«Климатические беженцы». Стратегия устойчивого развития. Цели
устойчивого развития и роль географических наук в их достижении.
Особо охраняемые природные территории как один из объектов целей
устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и культурного
наследия.
Природные ресурсы и их виды
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природноресурсный капитал регионов, крупных стран, в том числе России.
Природные ресурсы и их виды
Ресурсообеспеченность. Истощение природных ресурсов.
Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом,
ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные
ресурсы. Обеспеченность человечества пресной водой.
Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. География
лесных ресурсов, лесной фонд мира. Обезлесение — его причины и
распространение. Роль природных ресурсов Мирового океана
(энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества
и перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы.
Рекреационные ресурсы.
Раздел 3: Современная политическая карта (3 ч.)
Политическая география и геополитика
Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
многополярная модель политического мироустройства, очаги
геополитических конфликтов. Политико-географическое положение.
Специфика России как евразийского и приарктического государства
Классификация и типология стран мира
Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления
государства и государственного устройства
Классификация и типология стран мира
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с
использованием источников географической
информации.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного
исследования, связанного с опасными
природными явлениями/ глобальными
изменениями климата/ загрязнением Мирового
океана, выбор формы фиксации результатов
наблюдения/исследования.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной
из стран (по выбору) по источникам
географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран
отдельными видами природных ресурсов.
18
12
13
Численность и воспроизводство
населения
Численность и воспроизводство
населения
14
15
Состав и структура населения
Состав и структура населения
16
17
Размещение населения
Практикум
18
19
20
Раздел 4: Население мира (7 ч.)
Численность населения мира и динамика её изменения.
Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
различным уровнем социально-экономического развития
(демографический взрыв, демографический кризис, старение
населения). Демографическая политика и её направления в странах
различных типов воспроизводства населения. Теория демографического
перехода.
Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости
населения в странах с различным уровнем социально-экономического
развития. Этнический состав населения. Крупные народы, языковые
семьи и группы, особенности их размещения. Религиозный состав
населения. Мировые и национальные религии, главные районы
распространения. Население мира и глобализация. География культуры
в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Географические особенности размещения населения и факторы, его
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой
плотности населения. Миграции населения: причины, основные типы и
направления. Расселение населения: типы и формы. Понятие об
урбанизации, её особенности в странах различных социальноэкономических типов. Городские агломерации и мегалополисы и мира.
Качество жизни населения
Качество жизни населения как совокупность экономических,
социальных, культурных, экологических условий жизни людей.
Показатели, характеризующие качество жизни населения. Индекс
человеческого развития как интегральный показатель сравнения
качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Раздел 5: Мировое хозяйство (14 ч.)
Состав и структура мирового хозяйства.
Мировое хозяйство: состав. Основные этапы развития мирового
хозяйства. Факторы размещения производства и их влияние на
современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая,
территориальная и функциональная структура мирового хозяйства.
Международное географическое
Международное географическое разделение труда. Отрасли
разделение труда.
международной специализации. Условия формирования
международной специализации стран и роль географических факторов
в её формировании. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные
страны. Роль и место России в международном географическом
разделении труда.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста
населения крупных по численности населения
стран, регионов мира (форма фиксации
результатов анализа по выбору обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической
политики в странах с различным типом
воспроизводства населения.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в
странах различных типов воспроизводства
населения на основе анализа половозрастных
пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной
структуры отдельных стран на основе анализа
различных источников географической
информации.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в
соотношении городского и сельского населения
разных регионов мира на основе анализа
статистических данных.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества
жизни населения в отдельных регионах и
странах мира на основе анализа источников
географической информации.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран.
19
21
Международная экономическая
интеграция и глобализация мировой
экономики.
22
География главных отраслей мирового
хозяйства. Промышленность мира.
Топливно-энергетический комплекс
мира
23
24
Мировая электроэнергетика.
25
Металлургия мира.
26
Машиностроительный комплекс мира.
27
Химическая промышленность и
лесопромышленный комплекс мира.
28
29
Сельское хозяйство мира
Сельское хозяйство мира
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие
международные отраслевые и региональные экономические союзы.
Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран
разных социально-экономических типов. Транснациональные
корпорации (ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики
Географические особенности размещения основных видов сырьевых
и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти,
природного газа и угля. Топливно-энергетический комплекс
мира: основные этапы развития, «энергопереход». География отраслей
топливной промышленности. Крупнейшие страны-производители,
экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля. Организация
стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная»
энергетика, «зелёная энергетика».
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства
электроэнергии и её географические особенности. Быстрый рост
производства электроэнергии с использованием ВИЭ. Страны-лидеры
по развитию «возобновляемой»
энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая ВИЭ.
Роль России как крупнейшего поставщика топливно-энергетических
и сырьевых ресурсов в мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной
и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры
стали, меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли.
Влияние металлургии на окружающую среду. Место России в мировом
производстве и экспорте цветных и чёрных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и
микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.
Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений
и продукции химии органического синтеза. Ведущие страныпроизводители деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной
промышленности. Влияние химической и лесной промышленности на
окружающую среду.
Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами.
Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о
динамике изменения объёмов и структуры
производства электроэнергии в мире.
Практическая работа
1. Определение направления грузопотоков
продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты
20
30
31
32
Сфера услуг.
Мировой транспорт.
Мировая торговля и туризм.
33
34
Итоговая контрольная работа
Заключительный урок
экспортёры и импортёры. Роль России как одного из главных
экспортёров зерновых культур. Животноводство. Ведущие экспортёры
и импортёры продукции животноводства. Рыболовство и аквакультура:
географические особенности. Влияние сельского хозяйства и отдельных
его отраслей на окружающую среду.
Основные международные магистрали и транспортные узлы. Мировая
система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
(НИОКР). Международные экономические отношения: основные
формы и факторы, влияющие на их развитие. Мировая торговля и
туризм.
Заключение (2 ч.)
Итого:
№
п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
Регионы мира. Зарубежная Европа.
Западная Европа
Северная Европа
Южная Европа
Восточная Европа
Практикум
7
8
9
10
11
12
13
14
Зарубежная Азия
Юго-Западная Азия
Центральная Азия
Восточная Азия
Южная Азия
Юго-Восточная Азия
Америка
США
34 часа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Содержание
Раздел 6: Регионы и страны (27 ч.)
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира:
зарубежная Европа, зарубежная Азия, Америка, Африка, Австралия и
Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая
характеристика. Общие черты и особенности природно-ресурсного
капитала, населения и хозяйства стран субрегионов.
Геополитические проблемы региона.
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия,
Центральная Азия, Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная
Азия), общая экономико-географическая характеристика. Общие черты
и особенности экономико-географического положения, природноресурсного капитала, населения, хозяйства стран зарубежной Азии,
современные проблемы (на примере Индии, Китая, Японии).
Америка: состав (субрегионы: США и Канада, Латинская Америка),
общие черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения
«Основные экспортёры и импортёры
продовольствия».
13 практических работ
Практические работы
Практическая работа
1. Сравнение по уровню социальноэкономического развития стран различных
субрегионов зарубежной Европы с
использованием источников географической
информации (по выбору учителя).
Практическая работа
1. Сравнение международной промышленной и
сельскохозяйственной специализации Китая и
Индии на основании анализа данных об
экспорте основных видов продукции.
21
15
16
17
18
США
Канада
Латинская Америка
Латинская Америка
и хозяйства субрегионов. Особенности экономико-географического
положения природно-ресурсного капитала, населения, хозяйства США
и Канады, стран Латинской Америки, современные проблемы (на
примере США, Канады, Мексики, Бразилии).
19
20
21
Африка
Северная Африка, Западная Африка
Центральная Африка, Восточная Африка
22
Южная Африка
23
24
Австралия и Океания
Австралия и Океания
25
26
Россия на геополитической и
геодемографической карте мира
Россия геоэкономической карте мира
Африка: состав (субрегионы Африки (Северная Африка, Западная
Африка, Центральная Африка, Восточная Африка, Южная Африка),
общая экономико-географическая характеристика. Особенности
природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства стран
субрегионов. Экономические и социальные проблемы региона.
Особенности экономико-географического положения, природноресурсного капитала, населения, хозяйства, стран Африки (ЮАР,
Египет, Алжир).
Австралия и Океания: особенности географического положения.
Австралийский Союз: главные факторы размещения населения и
развития хозяйства. Экономико-географическое положение, природноресурсный капитал. Отрасли международной специализации.
Географическая и товарная структура экспорта. Океания: особенности
природных ресурсов, населения и хозяйства. Место в международном
географическом разделении труда.
Особенности интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач развития экономики России.
27
Урок обобщения и контроля
28
29
30
31
Раздел 7: Глобальные проблемы человечества (6 ч.)
Глобальные проблемы человечества
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические,
демографические. Геополитические проблемы: проблема сохранения
Отсталость, голод, болезни
мира на планете и причины роста глобальной и региональной
Энергетическая и сырьевая проблемы
нестабильности. Проблема разрыва в уровне социально-экономического
Экологическая проблема
развития между развитыми и развивающимися странами и причина её
возникновения. Геоэкология — фокус глобальных проблем
человечества. Глобальные экологические проблемы как проблемы,
связанные с усилением воздействия человека на природу и влиянием
природы на человека и его экономику. Проблема глобальных
климатических изменений, проблема стихийных природных бедствий,
Практическая работа
1. Объяснение особенностей территориальной
структуры хозяйства Канады и Бразилии на
основе анализа географических карт.
Практическая работа
1. Сравнение на основе анализа статистических
данных роли сельского хозяйства в экономике
Алжира и Эфиопии.
Практическая работа
1. Изменение направления международных
экономических связей России в новых
экономических условиях.
Практическая работа
1. Выявление примеров взаимосвязи
глобальных проблем человечества на основе
анализа различных источников географической
информации и участия России в их решении.
22
глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания
и деградации земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия.
Проблема загрязнения Мирового океана и освоения его ресурсов.
Глобальные проблемы народонаселения: демографическая,
продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия человека.
Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных
проблем. Необходимость переоценки человечеством и отдельными
странами некоторых ранее устоявшихся экономических, политических,
идеологических и культурных ориентиров. Участие России
в решении глобальных проблем.
32
33
Итоговая контрольная работа
Заключительный урок
ИТОГО:
33 часа
23