Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение №18 к ООП СОО
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2023 г. №79
Рабочая программа учебного курса
«Индивидуальный проект»
для 10-11 классов
Срок освоения программы: 2 года
Составитель: учитель технологии Мальцева Т.А.
первая квалификационная категория
с. Трошково 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 – 11 КЛАССОВ
Рабочая программа по учебному курсу «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования составлена на основе:
- Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован
12.07.2023 № 74228);
- Требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО (в редакции приказа Минпросвещения РФ от
12.08.2022 г. №732);
- Программы воспитания МБОУ Двинская СОШ №28.
Программа рассчитана 67 часов – 34 часа в 10 классе и 33 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.).
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования
индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы;
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных
действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование,
технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание;
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач,
возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы.
использовать исследовательские методы - наблюдения, опыты, эксперименты (естественнонаучные методы); опросы,
сравнительные описания, интерпретацию фактов (методы социальных и исторических наук); методы исследования математических объектов
(методы точных наук);
планировать собственные действия по достижению конкретного результата в текущей деятельности;
по представленному описанию реального проекта восстанавливать логику и последовательность реализации социального
(инженерного, творческого, инновационного) проекта, а именно - реконструировать образ ситуации, которую меняли\преобразовывали
разработчики\ реализаторы проекта, выделить перечень решаемых задач, обозначить полученные продукты и описать возникшие социокультурные эффекты.
оценивать ситуацию в классе, в школе, другой социальной группе, с точки зрения ее сильных и слабых сторон; формулировать
взвешенные предложения по локальному улучшению ситуации;
задумывать, планировать и реализовывать проект социальной и иной направленности с оценкой необходимых ресурсов для его
реализации и возможных рисков;
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования
или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения
результатов;
публично излагать результаты проектной работы.
Выпускник получит возможность научиться
проводить собственное исследование, а именно - самостоятельно определить цель исследования; при исследовании,
опирающемся на теоретические положения - сформулировать гипотезу исследования; спланировать этапы исследовательской работы и
выбрать необходимый инструментарий; оформить результаты; представить результаты исследования в обобщенном и структурированном виде
широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования; -использовать методы
математического моделирования при исследовании жизненных явлений.
оценивать ситуацию собственной жизни в контексте социо-культурных обстоятельств, предлагать варианты по улучшению
ситуации;
ставить задачи по собственному саморазвитию и самосовершенствованию,
сформировать план развития того или иного собственного качества.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС
Культура исследования и проектирования (11 часов)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей
части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов
Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика.
Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в
проектировании
Понятие о сторонниках и противниках проекта. Необходимость аргументации своей позиции при проектировании. Сопоставление
различных аргументов
Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция
конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт
Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном
проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности.
Волонтёрские проекты и сообщества
Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное обеспечение, агроинженерия
Цель и результат исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Этапы проектной (исследовательской) деятельности (16 часов)
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его
элементы. Содержание разделов исследования и их объем.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.
Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к их написанию
Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения результата. Составление и
заполнение плана-графика работы над исследованием
Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и обработка информации.
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии,
специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа,
прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы
Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков
Структура работы (содержание, введение, основная часть, выводы, заключение, приложения)
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл
вашего выступления. Как заканчивать выступление.
Проектная (исследовательская) деятельность (13 часов)
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Определение цели, формулирование задач.
Подготовка к исследованию и его планирование. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа
информации. Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Прогнозирование результатов проекта
11 КЛАСС
Повторение изученного в 10 классе (3 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов. Основные требования,
предъявляемые к выполнению учебных проектов.
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного исследования и его
элементы. Содержание разделов исследования и их объем.
Инициализация проекта (22 часа)
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
Проведение практических действий по проекту. Проведение исследования.
Индивидуальные и групповые консультации Промежуточные отчеты обучающихся. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение
альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Обработка полученных результатов, анализ
Систематизация материала
Оформление результатов. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы.
Управление завершением проекта (4 часа)
Промежуточные отчеты обучающихся. Предзащита проекта.
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта. Мониторинг
выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля. Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление
завершением проекта. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Подготовка к публичной защите проекта.
Результаты проектной деятельности (5часов)
Публичная защита проекта
Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого.
Анализ достижения поставленной цели.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Целевые приоритеты воспитания на уровне СОО:
Направления воспитания
Целевые ориентиры
1.Гражданско1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее
патриотическое воспитание территории, расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и
другим народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России,
Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона),
праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах
и обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
2.Духовно-нравственное
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом
воспитание
национальной, религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого
человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие
поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность
за свои поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий
первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий
интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание 3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
4.Физическое воспитание,
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для
формирование культуры
себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде;
здоровья и эмоционального 4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
благополучия
обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учетом возраста.
5.Трудовое воспитание
6.Экологическое
воспитание
7.Ценности научного
познания
№
1.
2.
3.
№
1.
2.
3.
4.
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное
потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу,
окружающую среду;
6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе,
особенно живым существам;
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании,
интерес и уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов
и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях знания.
10 КЛАСС (34 часа, 1 час в неделю)
Название темы (раздела)
Количество часов
Культура исследования и проектирования
Этапы проектной (исследовательской) деятельности
Проектная (исследовательская) деятельность
Итого
Название темы (раздела)
Повторение изученного в 10 классе
Инициализация проекта
Управление завершением проекта
Результаты проектной деятельности
Итого
Используемые
электронные учебнометодических
материалы
11
16
7
34
11 КЛАСС (33 часа, 1 час в неделю)
Количество часов
3
22
4
4
33
Целевые
приоритеты
воспитания
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
Используемые
электронные учебнометодических
материалы
Целевые
приоритеты
воспитания
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
7.1,7.2,7.3
№
Тема урока
3.
Проекты в современном
мире
Проекты в современном
мире
Анализ проекта
4.
Идея проекта
5.
Проект П.А. Столыпина
6.
Техническое
проектирование и
конструирование
Социальное
проектирование
Волонтёрские проекты и
сообщества
возможности ITтехнологий для
междисциплинарных
проектов
Исследование как элемент
проекта и как тип
деятельности
Исследование как элемент
проекта и как тип
деятельности
1.
2.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Структура учебноисследовательской
деятельности
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
10 КЛАСС
Элементы содержания
Культура исследования и проектирования (11 часов)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Проекты, оказавшие
влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты.
Непредсказуемые последствия проектов
Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и
осуществления проектных идей
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего. Конечный результат проекта. Логика
работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других
профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании
Понятие о сторонниках и противниках проекта. Необходимость аргументации своей позиции при
проектировании. Сопоставление различных аргументов
Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов
конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт
Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и
нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности.
Волонтёрские проекты и сообщества
Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное обеспечение, агроинженерия
Цель и результат исследования. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы
теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.
Этапы проектной (исследовательской) деятельности (16 часов)
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного
исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Виды переработки текста
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект,
тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Виды научных работ
Обзор видов научных работ: доклад, научная статья, монография. Составление тезисов работы. Требования к
их написанию
Индивидуальный план
Индивидуальный план как модель будущей работы и образ действий, предпринимаемых для достижения
результата. Составление и заполнение плана-графика работы над исследованием
Виды
информации
и Виды информации (обзорная, реферативная, справочная). Методы поиска информации. Поиск, накопление и
методы поиска.
обработка информации.
Основные
источники
получения информации
Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами.
Основные
источники Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая
получения информации
печать и др. Методика работы в музеях, архивах.
Применение
Применение информационных технологий в исследовании. Работа в сети Интернет.
информационных
технологий в
исследовании
Компьютерная обработка Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
данных исследования
Компьютерная обработка
данных исследования
Формы представления
проектов
Формы представления
Формы представления проектов: научная статья, доклад, стендовый доклад, реферат проблемного характера,
проектов
компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы
Риски проекта
Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков
Риски проекта
Структура работы и ее
оформление.
Структура работы (содержание, введение, основная часть, выводы, заключение, приложения)
Главные предпосылки
успеха публичного
Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как
выступления
сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление.
Проектная (исследовательская) деятельность (7 часов)
Выбор темы
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
Постановка цели,
Определение цели, формулирование задач.
формулирование задач,
выдвижение гипотез.
Создание кейса
Подготовка к исследованию и его планирование. Определение источников информации. Планирование
31.
32.
33.
34.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Создание кейса
Создание кейса
Создание кейса
Создание кейса
Тема урока
Что такое
«Индивидуальный
проект».
Структура учебноисследовательской
деятельности
Структура учебноисследовательской
деятельности
Сбор и анализ.
Пополнение кейса
информации
Сбор и анализ.
Пополнение кейса
информации
Сбор и анализ.
Пополнение кейса
информации
Сбор и анализ.
Пополнение кейса
информации
Исследования
(эксперимент,
наблюдение,
анкетирование и т.д.)
Организационноконсультационные
занятия
способов сбора и анализа информации. Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта.
Прогнозирование результатов проекта
11 КЛАСС
Элементы содержания
Повторение изученного в 10 классе (3 часа)
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Структура проекта. Типология проектов.
Основные требования, предъявляемые к выполнению учебных проектов.
Определение ученического исследования, содержания, структуры, вида исследования. Строение научного
исследования и его элементы. Содержание разделов исследования и их объем.
Инициализация проекта (22 часа)
Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор
иллюстраций.
Проведение практических действий по проекту. Проведение исследования.
Индивидуальные и групповые консультации Промежуточные отчеты обучающихся. Промежуточные отчеты
учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Организационноконсультационные
занятия
Организационноконсультационные
занятия
Организационноконсультационные
занятия
Организационноконсультационные
занятия
Организационноконсультационные
занятия
Организационноконсультационные
занятия
Обработка результатов
проекта или исследования
Обработка результатов
проекта или исследования
Систематизация
материала
Систематизация
материала
Систематизация
материала
Оформление работы
Оформление работы
Оформление работы
Оформление работы
Оформление работы
Предзащита проекта
Предзащита проекта
Доработка проекта с
Обработка полученных результатов, анализ
Систематизация материала
Оформление результатов. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок,
списка литературы.
Управление завершением проекта (4 часа)
Промежуточные отчеты обучающихся. Предзащита проекта.
Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Основные процессы исполнения, контроля и
29.
30.
31.
32.
33.
учетом замечаний и
предложений.
Доработка проекта с
учетом замечаний и
предложений.
Публичная защита
проекта
Рефлексия проектной
деятельности
Подведение итогов,
конструктивный анализ
выполненной работы
завершения проекта. Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта. Управление завершением проекта.
Корректирование критериев оценки продуктов проекта и защиты проекта. Подготовка к публичной защите
проекта.
Результаты проектной деятельности (4 часа)
Публичная защита проекта
Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины
этого.
Анализ достижения поставленной цели.