Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение №19 к ООП СОО
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2023 г. №79
Рабочая программа учебного предмета
«Говорим и пишем правильно»
для 10-11 классов
Срок освоения программы: 2 года
Составитель: учитель русского языка Коскова Г.В.
высшая квалификационная категория
с. Трошково 2023 г.
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 10-11 классов составлена с учётом авторской программы С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой
«Говорим и пишем правильно». Опубликована в сборнике «Программы элективных курсов. Русский язык, литература. 9-11 классы. Профильное
обучение. – М: Айрис Пресс.
Главная задача курса – формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли
написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и
классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи:
- повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка; систематизировать и обобщить полученные знания;
- заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Сроки реализации программы – 2 года (67 часов, 1 час в неделю)
10 класс- 34 часа; 11 класс- 33 часа
Формы работы: сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы.
Основные виды учебной деятельности:
- анализ текстов различных стилей и типов;
- анализ готовых образцов сочинений;
- работа с тестами ЕГЭ;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- написание и редактирование сочинений-рассуждений;
- самостоятельная работа с учебной, справочной литературой;
- самостоятельное выполнение контрольных работ.
2
Планируемые результаты
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3)духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4)эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного,
в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку;
5)физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
3
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6)трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский
язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в профессиональную
среду;
- выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
5
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
6
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовнонравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических
словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в
рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня
2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы
разных уровней языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности,
выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология
Лексические нормы
7
Выполнять лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоциональноэкспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь,
этимологический словарь.
Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.
Использовать словообразовательный словарь.
Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Соблюдать морфологические нормы.
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного
русского литературного языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу
адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой
сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы:
8
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов;
оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и
других.
Язык и речь. Культура речи.
Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим,
употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения,
причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового
стилей (объём сочинения – не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.
9
Содержание обучения
1. Орфоэпия. (1 час)
Нормы ударения и произношения в русском языке.
2. Лексика и фразеология (3 часа)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
3. Морфемика и словообразование (2часа)
Значимые части слова.
Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).
Словообразовательный анализ слова.
4. Грамматика. Морфология (2 часа)
Самостоятельные части речи. Служебные части речи.
Морфологический анализ слова.
5. Грамматика. Синтаксис. (16 часов)
Словосочетание: Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила построения словосочетания. Синтаксические нормы управления
в словосочетании. Предложные и беспредложные конструкции словосочетаний. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной
конструкции, беспредложной конструкции вместо предложного сочетания, падежных форм и предлогов.
Предложение. Нарушение логических связей между словами и изменение смыслового содержания в предложении.
Подлежащее Способы выражения подлежащего. Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически неделимым словосочетанием (со
значением: количественным, совместности, избирательности, приблизительности), фразеологическим сочетанием, предложением.
Сказуемое Способы выражения простого глагольного сказуемого: междометный (усеченный) глагол. Способы выражения составного
глагольного сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное сочетанием
инфинитива и личного глагола. Способы выражения именной части составного именного сказуемого: предложно-падежные формы
существительных, неделимое или фразеологическое сочетание. Осложненное составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с
подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого.
Второстепенные члены предложения Способы выражения согласованных и несогласованных определений. Приложение. Виды
дополнений и обстоятельств.
Односоставные предложения Типы односоставных предложений. Неполные предложения.
Предложения с однородными членами Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения.
Знаки
препинания
при
однородных
членах
предложения.
Предложения с обособленными членами Виды обособленных членов. Употребление деепричастных оборотов. Знаки препинания при
обособленных членах предложения.
10
Предложения с вводными словами и обращениями Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и
обращениях.
Сложное предложение Основные типы сложных предложений. Типы сложноподчиненных предложений. Виды придаточных
предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзное предложение. Основные типы бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи. Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания
в сложном предложении с разными видами связи. Особенности состава и структуры сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов
в сложном предложении.
Способы передачи чужой речи. Цитаты. Косвенная речь. Прямая речь. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический
анализ сложного предложения.
6. Орфография (10 часов)
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ Правописание корней. Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ
Правописание служебных слов .Правописание словарных слов.
Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
7. Пунктуация (18 часов)
Знаки препинания в сложных предложениях Знаки препинания в сложносочинённом предложении Союзы в сложносочинённом
предложении: соединительные, разделительные, противительные. Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие знаков препинания в
сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Отличие союзов от союзных слов. Виды придаточных предложений. Запятая при наличии двойных союзов. Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи Параллельное подчинение. Однородное подчинение. Последовательное подчинение. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении Запятая и точка с запятой, двоеточие, тире. Синонимичность бессоюзных и союзных предложений. Знаки
препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Тире в простом и сложном предложении Тире между подлежащим и
сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. Двоеточие в простом и сложном предложении Двоеточие при
обобщающих словах (однородные члены предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Пунктуация
в простом и сложном предложении 3наки препинания при опасном союзе И в простых и сложных предложениях. Разделительные и выделительные
знаки. Сочетание союзов и знаки препинания при них. Пунктуационный анализ Структура предложений. Отличие односоставных предложений и
двусоставных. Знание причастий и деепричастий для постановки знаков препинания. Обособление второстепенных членов предложений.
8. Языковые нормы (2 часа)
11
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Средства связи предложений в тексте Параллельная
связь, кольцевая, последовательная; замена слов синонимичными. Стили и функционально-смысловые типы речи Стили речи: научный стиль,
официально-деловой, художественный, публицистический. Типы речи: повествование, описание, рассуждение, комбинированные. Отбор языковых
средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения Анализ текста Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи
9. Выразительность русской речи (4 часа).
Выразительные средства русской фонетики. Выразительные средства словообразования. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Выразительные средства грамматики.
10. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.(3 часа)
Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.
Итоговая контрольная работа (1 час)
12
Тематическое планирование курса по выбору 10-11 класс
Целевые приоритеты воспитания на уровне СОО:
Направления
воспитания
1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2.Духовнонравственное
воспитание
3. Эстетическое
воспитание
4.Физическое
воспитание,
формирование
культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
5.Трудовое
воспитание
6.Экологическое
воспитание
Целевые ориентиры
1.1.знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине - России, ее территории, расположении;
1.2.сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
1.3.понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины - России, Российского государства;
1.4.понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;
1.5.имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
1.6.принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
2.1.уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
2.2.сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
2.3.доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших;
2.4.умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
2.5.владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
2.6.сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
3.1.способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
3.2.проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
3.3.проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
4.1.бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
4.2.владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
4.3.ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом;
4.4.сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5.1.сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
5.2.проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
5.3.проявляющий интерес к разным профессиям;
5.4.участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
6.1.понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду;
6.2.проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
13
7.Ценности научного
познания
№
урока
6.3.выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
7.1.выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
7.2.обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой
природы, о науке, научном знании;
7.3.имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Название раздела и темы урока
Кол-во
часов
Используемые
электронные
учебнометодических
материалы
Целевые
приоритеты
воспитания
10 класс
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
3
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
2
Лексическое значение слова
3
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы
4
Фразеологические обороты
Раздел 3:Морфемика и словообразование
1
1
1
2
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
Значимые части слова . Морфемный анализ
слова.
6
Основные способы словообразования.
Раздел 4: Грамматика. Морфология
7
Самостоятельные части речи.
8
Служебные части речи.
Раздел 5: Грамматика. Синтаксис
1
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
Раздел 1:Орфоэпия
1
Основные нормы ударения и произношения в
русском языке
Раздел 2: Лексика и фразеология
1
1
5
1
2
1
1
16
1
2
13
14-15
Словосочетание.
Предложение. Грамматическая (предикативная)
основа предложения. Знаки препинания между
подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые
предложения.
Односоставные предложения.
Осложнённое простое предложение.
16-17
Сложное предложение.
2
Бессоюзное сложное предложение
Сложные предложения с разными видами связи
между частями.
Способы передачи чужой речи. Цитаты.
Косвенная речь. Знаки препинания при
косвенной речи.
Прямая речь. Знаки препинания при прямой
речи.
Синтаксический анализ простого и сложного
1
1
9
10-11
12
18
19
20
21
22
23-24
1
1
2
1
1
1
2
14
предложения.
Раздел 6: Орфография
Орфограмма. Употребление гласных букв после
шипящих и Ц.
26
Употребление Ь и Ъ. Правописание корней.
Правописание приставок.
27-28 Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в
различных частях речи.
29
Правописание личных окончаний глаголов и
суффиксов причастий настоящего времени.
Правописание падежных и родовых окончаний.
30-31 Слитное и раздельное написание НЕ с
различными частями речи.
32
Правописание отрицательных местоимений и
наречий. Правописание НЕ и НИ.
33
Правописание служебных слов. Правописание
словарных слов.
34
Слитное, дефисное, раздельное написание.
Орфографический анализ.
11 класс
Раздел 7: Пунктуация
25
10
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
2
1
2
1
1
1
18
Текст как речевое произведение. Средства связи
предложений в тексте .
55-56 Стили и функционально-смысловые типы речи .
57-58 Отбор языковых средств в тексте. Анализ текста.
Создание текстов различных стилей и
функционально-смысловых типов речи.
59
Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
60
Грамматические формы (морфологические
нормы, синтаксические нормы).
Раздел 9: Выразительность русской речи
2
Выразительные средства русской фонетики.
Выразительные средства словообразования.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Выразительные средства грамматики. Анализ
средств выразительности.
4
61-64
РЭШ
1
2
53-54
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
1
Знаки препинания при обособленных членах
предложения.
37-38 Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при уточняющих членах
предложения.
39-40 Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения.
41-43 Знаки препинания в ССП и СПП.
44-46 Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.
47-48 Тире в простом и сложном предложении..
49-50 Двоеточие в простом и сложном предложении.
51-52 Пунктуация в простом и сложном предложениях.
Пунктуационный анализ. Структура
предложений.
Раздел 8: Языковые нормы
35-36
РЭШ
2
2
3
3
2
2
2
8
2
2
1
1
4
15
Раздел 10: Информационная обработка текстов
различных стилей и жанров
65-67 Информационная обработка текстов различных
стилей и жанров.
ИТОГО:
3
РЭШ
1.2,
2.5,3.1,7.1,7.2,7.3
3
67
Поурочное планирование курса по выбору 10-11 класс
№урока
Тема урока
1
10 класс
Орфоэпия.
2-3
Лексика
4
5
Фразеология
Морфемика
6
Словообразование
7
9
Грамматика.
Морфология.
Грамматика.
Морфология.
Словосочетание
10-11
Предложение
12
Второстепенные
члены предложения
8
Содержание урока
Кол-во
часов
Нормы ударения и произношения в русском языке.
1
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Группы слов по происхождению и употреблению.
Лексический анализ.
Фразеологические обороты.
Значимые части слова.
Морфемный анализ слова.
Основные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный,
бессуффиксный).
Словообразовательный анализ слова.
Самостоятельные части речи.
2
Служебные части речи.
Морфологический анализ слова.
Виды подчинительной связи в словосочетании. Правила
построения словосочетания. Синтаксические нормы
управления в словосочетании. Предложные и
беспредложные конструкции словосочетаний.
Употребление предложного сочетания вместо
беспредложной конструкции, беспредложной
конструкции вместо предложного сочетания, падежных
форм и предлогов.
Нарушение логических связей между словами и
изменение смыслового содержания в предложении.
Подлежащее Способы выражения подлежащего.
Выражение подлежащего инфинитивом, синтаксически
неделимым словосочетанием (со значением:
количественным, совместности, избирательности,
приблизительности), фразеологическим сочетанием,
предложением. Сказуемое Способы выражения простого
глагольного сказуемого: междометный (усеченный)
глагол. Способы выражения составного глагольного
сказуемого: устойчивые словосочетания с модальным
значением. Составное глагольное сказуемое, выраженное
сочетанием инфинитива и личного глагола. Способы
выражения именной части составного именного
сказуемого: предложно-падежные формы
существительных, неделимое или фразеологическое
сочетание. Осложненное составное именное сказуемое.
Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
вместо отсутствующего глагольного сказуемого.
Способы выражения согласованных и несогласованных
определений. Приложение. Виды дополнений и
1
1
1
1
1
1
2
1
16
13
14-15
Односоставные
предложения
Осложненное простое
предложение.
16-17
Сложное
предложение.
18
Бессоюзное сложное
предложение.
Сложное предложение
с разными видами
связи.
19
20
21
22
23-24
25
26
27-28
29
30-31
Способы передачи
чужой речи.
Косвенная речь.
Прямая речь
Синтаксический
анализ простого и
сложного
предложения
Орфограмма.
Употребление
гласных букв после
шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ
Правописание корней
и приставок.
Правописание
суффиксов различных
частей речи (кроме –
Н-/-НН-)
Правописание –Н- и –
НН- в различных
частях речи.
Правописание
падежных и родовых
окончаний.
Правописание личных
окончаний глаголов и
суффиксов причастий
настоящего времени.
Слитное и раздельное
написание НЕ с
различными частями
обстоятельств.
Типы односоставных предложений. Неполные
предложения
Предложения с однородными членами Однородные и
неоднородные определения. Употребление однородных
членов предложения. Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Предложения с обособленными членами. Виды
обособленных членов. Употребление деепричастных
оборотов. Знаки препинания при обособленных членах
предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями Знаки
препинания при вводных словах и предложениях,
вставных конструкциях и обращениях.
Основные типы сложных предложений. Типы
сложноподчиненных предложений. Виды придаточных
предложений. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными.
Основные типы бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Союзная и бессоюзная связь в сложной синтаксической
конструкции. Знаки препинания в сложном предложении
с разными видами связи. Особенности состава и
структуры сложных предложений. Употребление союзов
и союзных слов в сложном предложении.
Цитаты. Знаки препинания при цитировании.
1
2
2
1
1
1
Знаки препинания при косвенной речи
Знаки препинания при прямой речи
Синтаксический анализ простого предложения.
Синтаксический анализ сложного предложения.
1
1
2
Орфограмма. Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю
после шипящих и Ц
Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц.
1
Употребление Ь и Ъ Правописание корней.
Правописание приставок.
1
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме – 2
Н-/-НН-)
Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи .
Правописание падежных и родовых окончаний.
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени .
1
Слитное и раздельное написание НЕ с различными
частями речи.
2
17
32
33
34
35-36
37-38
39-40
41-43
44-46
47-48
49-50
51-52
речи.
Правописание
отрицательных
местоимений и
наречий
Правописание НЕ и
НИ.
Правописание
служебных слов
Правописание
словарных слов.
Слитное, дефисное,
раздельное написание.
Орфографический
анализ.
11 класс
Знаки препинания при
обособленных членах
предложения.
Знаки препинания при
сравнительных
оборотах.
Знаки препинания при
уточняющих членах
предложения.
Знаки препинания в
предложениях со
словами и
конструкциями,
грамматически не
связанными с членами
предложения.
Знаки препинания в
сложносочиненном и
сложноподчиненном
предложении
Знаки препинания в
сложном
предложении с
разными видами
связи.
Тире в простом и
сложном
предложении.
Двоеточие в простом
и сложном
предложении.
Пунктуация в простом
и сложном
предложении.
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание НЕ и НИ.
1
Правописание служебных слов .Правописание словарных
слов.
1
Слитное, дефисное, раздельное написание.
Орфографический анализ. Выполнение контрольной
работы.
1
Знаки препинания при обособленных членах
предложения.
2
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при уточняющих членах предложения.
2
Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами
предложения.
2
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
Союзы в сложносочинённом предложении:
соединительные, разделительные, противительные.
Присоединительные конструкции. Наличие и отсутствие
знаков препинания в сложносочинённом предложении.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Отличие союзов от союзных слов.
Виды придаточных предложений. Запятая при наличии
двойных союзов. Знаки препинания в сложном
предложении с разными видами связи Параллельное
подчинение. Однородное подчинение. Последовательное
подчинение.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном
предложении. Тире в сложном предложении.
2
Двоеточие при обобщающих словах (однородные члены
предложения). Двоеточие при прямой речи. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении.
3наки препинания при опасном союзе И в простых и
сложных предложениях. Разделительные и
выделительные знаки. Сочетание союзов и знаки
препинания при них. Пунктуационный анализ Структура
предложений. Отличие односоставных предложений и
двусоставных. Знание причастий и деепричастий для
постановки знаков препинания. Обособление
1
3
1
1
18
53-54
55-56
Текст как речевое
произведение.
Средства связи
предложений в тексте
.
Стили и
функциональносмысловые типы речи
.
57-58
Отбор языковых
средств в тексте.
Анализ текста.
59
Орфоэпические
нормы. Лексические
нормы.
Грамматические
формы
(морфологические
нормы,
синтаксические
нормы).
Выразительность
русской речи.
Выразительность
русской речи.
Выразительность
русской речи.
Выразительность
русской речи.
Уроки обобщения и
кон6троля
60
61
62
63
64
65-67
ИТОГО:
второстепенных членов предложений.
Текст как речевое произведение. Средства связи
предложений в тексте. Смысловая и композиционная
целостность текста. Средства связи предложений в тексте.
Параллельная связь, кольцевая, последовательная; замена
слов синонимичными.
Стили и функционально-смысловые типы речи Стили
речи: научный стиль, официально-деловой,
художественный, публицистический. Типы речи:
повествование, описание, рассуждение,
комбинированные.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы,
цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста.
Создание текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи.
Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
2
2
2
1
Грамматические формы (морфологические нормы,
синтаксические нормы).
1
Выразительные средства русской фонетики.
1
Выразительные средства словообразования.
1
Выразительные средства лексики и фразеологии.
1
Выразительные средства грамматики.
1
Информационная обработка текстов различных стилей и
жанров.
3
67
19