ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОМ ЦЕНТРЕ

М у н и ц и п ал ьн о е б ю д ж етн о е о бщ ео б р азо в ател ьн о е учр еж д ен и е
Д в и н ск ая ср едн яя о б щ ео б р азо в ател ьн ая ш к о л а № 28
(М Б О У Д вин ская С О Ш № 28)

ПРИН ЯТО
на засед ан и и п ед агоги ческ о го со в ета
П ротокол
от « XT »
2 0 ^ ^ 7г.

У ТВЕРЖ ДЕН О
,
Д и р ек то р ш колы :
\
П риказ M gvV /// о т « / / » /[■C’t f f y u j

о

j

.

'
г.

ПОЛОЖ ЕНИЕ
О Ш К ОЛ ЬНО М ИНФ О РМ А Ц И О Н Н О -БИ Б ЛИ О ТЕ ЧН О М ЦЕНТРЕ
МБОУ ДВИНСКАЯ СОШ № 28
1. О

бщ ие п ол ож ен и я

1.1. Д ан н ое П оло ж ен и е о ш к о л ьн о м и н ф о р м ац и о н н о -б и б л и о теч н о м ц ен тр е М Б О У Д в и н ск ая С О Ш № 28 (д ал ее П олож ен ие) разраб отан о в со о тветстви и с Ф ед ер ал ьн ы м закон ом № 273-Ф Э о т 2 9 .1 2 .2 0 1 2 «О б о б р азо ван и и в Росси йской
Ф ед ераци и » и Ф З от 2 9 .1 2 .9 4 № 7 8 -Ф З «О б и б л и о теч н о м деле», с учето м Ф ед ер ал ьн о го за к о н а от 25 ию ля 2 0 0 2 г. № 1 14-Ф З
«О п ротиводей стви и экстр ем и стск о й д ея тел ь н о сти » , а так ж е У став а М Б О У Д ви н ская С О Ш № 28 (д алее - ш кола) и други х
н орм ативн ы х п равовы х актов Р о сси й ско й Ф ед ер ац и и , р егла м ен ти р у ю щ и х д ея тел ь н о сть о б щ ео б р азо в ател ьн ы х органи зац ий .
1.2. Д ан ное П оло ж ен и е о б о зн ач ает о сн о вн ы е п рин ц ип ы , задачи и ф у н к ц и и би б л и о тек и в обр азовател ьн ом
учреж ден и и , оп р ед ел яет о р ган и зац и ю дея тел ьн о сти , у п р авл ен и е, п орядок п о льзо ван и я ш к о л ьн о й би бл и о текой , а так ж е
реглам ен ти рует права и о бязан н о сти п о л ьзо вател ей и р або тн и ко в ш ко л ьн о го и н ф о р м ац и о н н о -б и б л и о теч н о го ц ентра М Б О У
Д вин ская С О Ш № 28 (д ал ее - Ш И Б Ц ).
1.3. Н астоящ ее П о л о ж ен и е р егл а м е н ти р у е т рабо ту и б ази сн ы е ф у н кц и и Ш И Б Ц , ко то р ы й сп о со б ств у ет ф орм и рован и ю
культуры лич н ости обу ч аю щ и х ся ш ко л ы и п о зво л яет п овы сить эф ф ек ти в н о с ть и н ф о р м ац и о н н о го обсл у ж и ван и я учеб н ов оспи тательной деятел ьн о сти .
1.4. Н астоящ ее П о л о ж ен и е является л о к альн ы м н орм ативн ы м актом ш колы и о п р ед е л я ет у ровень тр ебован и й к
би бл и отеке как к стру к ту р н о м у п о д р азд ел ен и ю М Б О У Д ви н ская С О Ш № 28.
1.5. Ш Б И Ц является стр у к ту р н ы м п о д р азд ел ен и ем о б р азо вател ьн о й о р ган и зац и и , у частву ю щ и м в учеб н ов оспи тательной дея тел ьн о сти в ц елях о б есп еч ен и я п рава у частн и ко в о бр азо вател ьн о й д е я тел ь н о сти н а б есп л атн ое
п ользован ие б и б л и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н ы м и ресурсам и .
1.6. Д еятел ьн о сть Ш Б И Ц о р ган и зу ется и о су щ ествл яется в с о о тве тств и и с р о сси й ск и м и к у л ьтурн ы м и и
образовател ьн ы м и тр ад и ц и ям и , а т ак ж е со сл о ж и вш и м ся в общ естве и д ео л о ги ч ески м и п о л и ти ческ и м м н огообрази ем .
О бразовательн ая и п р о свети тел ьн ая ф ункц ии б и бл и о тек и бази р у ю тся на м акси м ал ьн о м и сп о л ьзо в ан и и д о сти ж ен и й
о бщ ечеловеческой культуры . О б есп еч ен н о сть Ш Б И Ц у чеб н ы м и , м ето д и ч ески м и и сп р аво ч н ы м и д о к у м ен там и учи ты вается
при лиц ен зи рован и и о бр азо вател ьн о й орган и зац и и .
1.7. С огласн о статье 35 пункт1 Ф ед ер ал ьн о го Закон а № 2 73-Ф 3 о т 29.1 2 .1 2 г. «О б о б р азо ван и и в Р осси йской
Ф ед ераци и » Ш Б И Ц до сту п ен и бесп л атен д л я чи тател ей , обу ч аю щ и х ся, у чи тел ей и д р у ги х р або тн и ко в о б щ ео бр азовател ьн ой
органи зац ии . У д о вл етв о р яет т а к ж е зап р о сы ро д и тел ей на л и тер ату р у по п ед аго ги к е и о б р азо ван и ю с учетом им ею щ ихся
возм ож ностей .
1.8. Ц ели Ш Б И Ц - ф о р м и р о ван и е общ ей к у льтуры лич н о сти о б у ч аю щ и х ся на о сн о ве усвоени я Ф ед ерал ьн ы х
государственн ы х об р азо вател ьн ы х стан д ар то в (Ф Г О С ), содер ж ан и я о б щ ео б р азо в ател ьн ы х п рограм м , их адаптация к ж изн и в
общ естве, созд ани е основы для о со зн ан н о го в ы бо р а и п оследу ю щ его о сво ен и я п р о ф есси о н ал ьн ы х о б р азовател ьн ы х
п рограм м , воспи тани е гр аж д ан ств ен н о сти , т р у д о л ю б и я, у важ ен ия к правам и сво бо дам ч ел о век а, л ю б ви к окруж аю щ ей
природе, Родине, сем ье, ф о р м и р о ван и е зд о р о во го образа ж изни.
1.9. Ш Б И Ц р у к о во д ству ется в своей дея тел ьн о сти П оло ж ен и ем о ш к о л ьн о й би б л и о тек е, ф едер ал ьн ы м и закон ам и,
указам и и р асп оряж ен и ям и П р ези д ен та Р о сси й ско й Ф ед ераци и , п о стан о в л ен и ям и и р асп о р яж ен и ям и П рави тел ьства
Р осси йской Ф ед ераци и и и сп о л н и тел ьн ы х о р ган о в су бъ екто в Р о сси й ско й Ф ед ер ац и и , реш ен и ям и со о тве тств у ю щ его орган а
уп равл ен и я образован ием и У ставо м о б щ ео б р азо в ател ьн о й органи зац ии .
2. П р и н ц и п ы

д еятельн о сти ш ко льн ой би бли отеки

2.1. Д еятел ьн о сть Ш Б И Ц о сн о вы вается на п р и н ц и п ах д ем о кр ати и , гу м ан и зм а, о бщ ед о сту п н о сти , п р и ори тета
общ ечел овечески х ц енн остей, гр аж д ан ств ен н о сти , сво бо дн о го р азвити я л ичн ости.
2.2. В Ш Б И Ц зап р ещ ается и здан и е и расп р о стр ан ен и е п ечатн ы х , ауди о-, ау д и о в и зу ал ь н ы х и и ны х м атери алов,
содерж ащ и х хотя бы один из п р и зн ак о в, п р ед у см о тр ен н ы х частью п ервой статьи 1 Ф ед ер ал ьн о го зако н а от 25 ию ля 2002 г.
№ 114-Ф З «О п роти во дей стви и экстр ем и стск о й дея тел ьн о сти » (с дей ств у ю щ и м и и зм ен ен и ям и ).
2.3. Не доп ускается н аличия э к стр ем и стск и х м атери алов, п р и зы в аю щ и х к о су щ ествл ен и ю экстрем и стск ой
деятел ьн ости либо о б о сн о в ы в аю щ и х или о п р авд ы в аю щ и х н еобх о ди м о сть о су щ ествл ен и я та к о й дея тел ьн о сти , в том чи сле
труды руковод ителей н аци он ал - со ц и ал и сти ч еск о й рабо ч ей п артии Г ерм ани и , ф аш и стск о й п артии И тали и , п убли кац и й,

1

обосн овы ваю щ и х или о п р а в д ы в а ю щ и х н ац и о н ал ь н о е и (и ли) р асо в о е п р ево сх о д ство л и б о о п р авд ы в аю щ и х п ракти ку
соверш ени я военн ы х или ины х п р есту п л ен и й , н ап р ав л ен н ы х на п о лн о е или ч ас ти ч н о е у н и ч то ж е н и е к ако й -л и бо этни ческой ,
соц иальн ой, расовой, н ац и о н альн о й или р е л и ги о зн о й группы .
2.4. К роме того, к таким м атер и ал ам , в со о тветстви и со статьей 13 Ф ед ер ал ьн о го зак о н а № 1 14-Ф З относятся:
- оф и ц и альн ы е м атери алы зап р е щ е н н ы х экстр ем и стск и х орган и зац и й ;
- м атери алы , ав то р а м и ко то р ы х я вл я ю тся лиц а, осу ж д ен н ы е в со о тве тств и и с м е ж д у н ар о д н о -п р аво в ы м и ак там и за
п реступлен ия п ротив м и ра и ч ел о в еч е ств а и со д ер ж ащ и е п ризн аки, п р ед у см о тр ен н ы е ч астью п ер во й статьи 1 н астоящ его
Ф ед ерал ьн ого закона;
- лю б ы е ины е, в том ч и сл е ан о н и м н ы е, м атери алы , со д ер ж ащ и е п ризн аки, п р ед у см о тр ен н ы е частью п ервой статьи 1
н астоящ его Ф ед ерал ьн о го закона.
2.5. В п ом ещ ен ии Ш Б И Ц р азм ещ ается Ф ед ер ал ьн ы й сп и со к экстр ем и стск о й л и тер ату р ы , у твер ж д ен н ы й ф едеральн ы м
органом и сп ол н и тел ьн о й власти , за п р ещ ен н о й к расп ро стр ан ен и ю на тер р и то р и и Р о сси й ск о й Ф ед ераци и .
2.6. О б щ еоб р азо вател ьн ая о рган и зац и я
несет о тветствен н о сть за д о сту п н о сть и качество би б л и о теч н о ­
и нф орм ац ион н ого о бсл у ж и ван и я Ш БИ Ц .
2.7. О рган изаци я о б сл у ж и в ан и я у ч ас тн и ко в о бр азо вател ьн о й д еятел ьн о сти п р о и зво ди тся в со о тве тстви и с п рави лам и
охраны тр у д а и п ож арн ой б е зо п асн о сти , с а н и тар н о -ги ги ен и ч еск и м и тр еб о в ан и ям и и н орм ам и .
3. З а д а ч и

би бл и отеки

3.1. О бесп ечен ие у ч еб н о -во сп и тател ь н о й д ея тел ь н о сти и сам о о б р азо ван и я о бу ч аю щ и х ся и п едаго го в ш колы .
3.2. О бесп ечен ие у ч ас тн и кам о б р азо вател ь н о й дея тел ьн о сти - о б у ч аю щ и м ся, п едаго гам , ро ди тел ям (закон н ы м
п редстави тел ям ) обу ч аю щ и х ся - д о с т у п а к и н ф о р м ац и и , зн ан и ям , и деям , ку л ьту р н ы м ц ен н о стям п оср едство м и сп ол ьзован и я
би бл и отеч н о -и н ф о р м ац и о н н ы х р есу р со в на р азл и ч н ы х носителях: бум аж н ом (к н и ж н ы й ф онд, ф о н д п ер и о д и ч еск и х и здан и й);
циф ровом (D V D -д иски ); к о м м у н и к ати вн о м (к о м п ь ю тер н ы е сети) и и ны х н осителях.
3.3. Ф орм и рован и е у чи тател ей н авы ко в н езави си м о го б и бл и о течн о го п ользо вател я: о б у ч ен и е п о льзо ван и ю книгой.
3.4. В оспи тан ие к у л ь ту р н о го и гр аж д ан ск о го сам о созн ан и я, п ом ощ ь в с о ц и ал и зац и и о б у ч аю щ его ся, разв и ти и его
тво р ч еск о го п отенциала.
3.5. Ф орм ировани е н авы ко в н езави си м о го б и б л и о теч н о го п о льзователя: о б у ч ен и е п оиску, о тбору и крити ческой
оц енке и нф орм ации.
3.6. С овер ш е н ств о ван и е п р ед о став л я ем ы х б и бл и о тек о й у сл у г на о сн о ве вн ед р ен и я н о вы х и н ф ор м ац и о н н ы х
техн ологи й и ко м п ью тер и зац и и б и б л и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о й д еятел ьн о сти , ф о р м и р о ван и е ком ф о р тн о й б и б л и отечн ой
среды .
3.7. Б есп латн о е п р ед о став л ен и е ш к о л ьн и к ам в п ользо ван и е на время п олу ч ен и я о бр азо ван и я учеб н и ков и учеб н ы х
п особий из б и б л и отечн о го ф онда.
4. О с н о в н ы е

ф у н к ц и и ш к о л ьн о го и н ф о рм а ц и о н н о -би бл и о т е ч н о г о ц ен тра

Д ля реали заци и о сн о вн ы х зад ач Ш Б И Ц :
4.1. О сущ ествл яет о сн о вн ы е ф у н кц и и б и бл и о тек и - о бр азо вател ьн ая, и н ф о р м ац и о н н ая, к ультурн ая.
4.2. Ф орм и рует ф о н д б и б л и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н ы х р есу р со в о б щ ео б р азо в ател ьн о й орган и зац и и :
- ком п лек ту ет у н и в ер сал ьн ы й ф о н д у чеб н ы м и , х у д о ж ествен н ы м и , н ау чн ы м и , сп р аво ч н ы м и , п едагоги ческ и м и и
н аучн о-п оп ул ярн ы м и д о к у м ен т а м и на тр а д и ц и о н н ы х и н етр ад и ц и о н н ы х н о си тел я х и н ф о р м ац и и , у ч и ты вая Ф ед ерал ьн ы й
сп исок экстрем истской л и тер ату р ы , зап р ещ ен н о й к р асп р о стр ан ен и ю на тер р и то р и и Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и , у тверж ден н ы й
Ф едеральны м органом и сп о л н и тел ьн о й власти;
- п оп ол н яет ф о н д и н ф о р м ац и о н н ы м и р есу р сам и сети И н тер н ет, базам и и бан к ам и д ан н ы х др у ги х учреж д ен и й и
органи зац ий ;
- о сущ ествл яет р азм ещ ен и е, о р ган и зац и ю и со х р ан н о сть доку м ен то в.
4.3. С оздает и н ф о р м ац и о н н у ю п родукци ю :
- орган и зует и ведет с п р аво ч н о -б и б л и о гр аф и ч еск и й ап парат: каталоги (ал ф ави тн ы й , си стем ати ч еск и й ), картотеки
(си стем ати ческую кар то теку статей , тем а т и ч е с к и е кар то теки ), эл ектр о н н ы й катал о г, базы д ан н ы х по п роф и лю
о б щ еобразовател ьн о й о р ган и зац и и ;
- р азраб аты вает р е к о м ен д ател ь н ы е би б л и о гр аф и ч еск и е п особия (сп и ски , о бзо р ы , у к азател и и т.п .);
- обесп еч и вает и н ф о р м и р о ван и е п о л ьзо вател ей об и н ф о р м ац и о н н о й продукци и .
4.4. О сущ ествл яет д и ф ф е р ен ц и р о в а н н о е би б л и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о е о б сл у ж и в ан и е обу ч аю щ и х ся:
- о бсл уж и ван и е чи тател ей на або н ем ен те, в чи тальном зале;
- п редоставляет и н ф о р м ац и о н н ы е р есу р сы на разл и чн ы х н о си тел ях на о сн о ве и зучен и я их
и н ф орм ац ион н ы х п отр ебн о стей ;

и н тересов

и

- созд ает усл о ви я д л я р е ал и зац и и с ам о сто я тел ь н о сти в обу ч ен и и , п о зн ав ател ьн о й , т в о р ч е ск о й д еятел ьн ости с оп орой
на ком м ун икац ию ;
- сп особству ет р азв и ти ю н авы ко в сам о о б у ч ен и я (у ч асти е в сетевы х о л и м п и ад ах , те л е к о м м у н и к а ц и о н н ы х п р о ектах в
си стем е ди стан ц и о н н о го о бу ч ен и я);

- орган и зует о б у ч ен и е н авы кам н езави си м о го б и б л и о течн о го п ользо вател я и п о тр еб и теля и нф о р м ац и и , со дей ствует
интеграции ком п лекса зн ани й , ум ен и й и н авы ко в рабо ты с кн и го й и и нф о р м ац и ей ;
- оказы вает и н ф о р м ац и о н н у ю
п о ддер ж к у
в р еш ен ии
зад ач, в о зн и к аю щ и х
в п роцессе
их учебн ой,
сам ооб разовател ьн ой и до су го в о й д еятел ьн о сти ;
- органи зует м ассо вы е м ер о п р и яти я, о р и ен ти р о ван н ы е н а разви ти е о б щ ей , и ч и тател ьск о й ку л ьту р ы лич н ости ,
содей ствует развити ю кр и ти ч еск о го м ы ш лени я.
4.5. О сущ ествл яет д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о е би бл и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о е о б сл у ж и в ан и е п ед аго ги ч еск и х работн и ков:
- вы являет и н ф о р м ац и о н н ы е п о тр ебн о сти и у д о в л етво р я ет зап р о сы , с в язан н ы е с о бу ч ен и ем , во сп и тан и ем и
здоровьем детей;
- создает бан к п ед аго ги ческ о й и нф о р м ац и и как осн овы еди н ой и н ф о р м ац и о н н о й служ б ы о б щ ео бр азовател ьн ой
органи зац ии , осущ еств л яет н ако п л ен и е, си стем ати зац и ю и нф о р м ац и и по предм етам , разд елам и тем ам ;
- сп особствует п р о вед ен и ю зан яти й по ф о р м и р о ван и ю и нф о р м ац и о н н о й культуры .
4.6. О сущ ествл яет д и ф ф ер ен ц и р о в ан н о е би бл и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о е о б сл у ж и в ан и е р о д и тел ей (и н ы х зак о н н ы х
п редставителей ) обуч аю щ ихся:
- у д ов л етворяет зап росы п о л ьзо вател ей и и н ф о р м и р у ет о н овы х п о сту п л ен и ях в би бл и о тек у ;
- к он сул ьти ру ет по во п р о сам у чеб н ы х издан и й учащ и х ся ш колы .
4.7. О сущ ествл яет введ ен и е н ео бх о ди м о й д о к у м ен тац и и по учету б и б л и о теч н о го ф о н д а и о б сл у ж и ван и ю чи тател ей в
соответстви и с у стан о вл ен н ы м п орядком .
4.8. П роводит п о п у л яр и зац и ю л и тер ату р ы с п ом ощ ью и н д и ви д у ал ьн ы х , гр у п п о вы х и м ассо в ы х ф орм работы (бесед,
вы ставок, б и бл и ограф и чески х о б зо р о в, о б су ж д ен и й книг, ч и тател ьск и х к о н ф ер ен ц и й , л и тер а ту р н ы х вечеров, викторин и
ДР-)4.9. О бесп ечи вает с о о тве тств у ю щ и й сан и тар н о -ги ги ен и ч еск и й реж им и б л аго п р и я тн ы е усл о ви я для о бсл уж и ван и я
читателей.
4.10. П ровод ит и зу чен и е со сто ян и я ч и тател ьск о го с п р о са (степ ен и его у д о в л е тво р е н и я) с ц елью ф орм и рован ия
оп тим альн ого состава би б л и о теч н о го ф онда.
4.11. С и стем ати чески и н ф о р м и р у ет чи тателей о д еятел ьн о сти ш кольной би бл и о теки .
4.12. Ф орм и рует би бл и о теч н ы й актив, п р и в л екает чи тател ей к участи ю в р аб о те ак ти ва чи тателей.
4.13. О б есп ечи вает тр еб у ем ы й реж им хр ан ен и я и со х р ан н о сти б и б л и о теч н о го ф онда, согласно котором у хран ен и е
учеб н и ков осущ ествл яется в отдел ьн о м п ом ещ ен ии .
4.14. О рган изует работу по с о х р ан н о сти б и б л и о теч н о го ф онда ш колы .
5. О

рга н и за ц и я д е я т е л ь н о с т и би бл и о т е к и

5.1. Б и бл и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о е о бсл у ж и в ан и е о су щ ествл яется на осн ове би бл и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н ы х ресурсов
в соответстви и с Ф ед ер ал ьн ы м и го су д ар ств ен н ы м и о б р азо вател ьн ы м и стан дар там и , учеб н ы м и во сп и тател ьн ы м п лан ам и
ш колы , п рограм м ам и , п ро ектам и и планом р аб о ты ш кольной би бли отеки.
5.2. С пон сорская пом ощ ь, п олуч ен ная би бл и о теко й в виде ц елевы х ср ед ств на к о м п лек то в ан и е ф о н д а и закуп ку
оборуд ован и я, не в леч ет за со б о й сн иж ени я н о р м ати во в и (и л и ) аб со л ю тн ы х р азм ер о в ф и н ан си р о ван и я из бю дж ета.
Д ен еж н ы е средства за сдан н у ю б и б л и о тек о й м ак у л ату р у расх о ду ю тся н а у л у ч ш ен и е м атер и ал ьн о -те х н и ч еск о й базы
би бли отеки, п одписку п р о ф есси о н ал ьн ы х и здан и й , ко м п лек то в ан и е ф о н д а д о к у м ен то в.
5.3. О бщ еоб разо вател ьн ая о р ган и зац и я со зд ает услови я для с о х р ан н о сти ап п ар ату р ы , обо р у д о ван и я и и м у щ еств а
Ш БИ Ц .
5.4. О тветствен н ость за си стем ати ч н о сть и качество ком п лекто ван и я о сн о вн о го ф о н д а би бл и о теки , к о м п лек тован и е
у чеб н ого ф онда в с о о тве тств и и с ф едер ал ьн ы м и п ер ечн ям и у ч еб н и к о в и у ч еб н о -м ето д и ч е ск и х и зданий, созд ани е
н еобходи м ы х услови й для д ея тел ь н о сти б и бл и о тек и н есет д и р ек то р ш колы в со о тве тств и и с У став о м М Б О У Д ви н ская С О Ш
3 28.
5.5. Режим работы Ш Б И Ц о п р ед ел яется п едагогом - б и бл и о тек ар ем в со о тве тств и и с п рави лам и в нутрен него
распорядка.
5.6. П ри оп редел ен и и р еж и м а работы п р ед у см атр и вается вы деление:
- двух часов рабо ч его врем ен и еж ед н евн о на вы п о л н ен и е в н у тр и би бл и о течн о й работы ;
-

одного р аза в м есяц — с а н и тар н о го дн я, в к оторы й о бсл у ж и ван и е п о л ьзо вател ей не п ро и зво ди тся;
не м енее одн о го р аза в м еся ц — м ето д и ч еско го дня.

6. О р г а н и з а ц и я ,

у п ра влен и е и ш та ты

6.1. О бщ ее р ук о во д ство Ш Б И Ц и ко н тр о л ь за ее д еятел ьн о стью о с у щ еств л яет д и р ек то р ш колы , которы й утвер ж д ает
нормы и техн ологи ческ и е д о к у м ен ты , планы и о тчеты о р або те би бли отеки. Д и р е к то р н есет о тветств ен н о сть за все сторон ы
д еятел ьн ости би бли отеки, в п ервую о чер едь, за к о м п лек то ван и е и со х р ан н о сть ее ф о н д а, а так ж е за со зд ан и е ком ф ортн ой
и нф орм ац ион н ой среды для чи тателей.
6.2. Руководство Ш Б И Ц о с у щ е ств л яет п едаго г - б и бл и о текар ь, к оторы й н есет о тветств ен н о сть в п ределах своей
ком п етенц ии перед ди р ек то р о м ш колы , о бу ч аю щ и м и ся, их р о д и тел ям и (и н ы м и зак о н н ы м и п р ед став и тел я м и ) за органи зац ию

3

и результаты д еятел ьн о сти би б л и о тек и в со о тветстви и с ф у н к ц и о н ал ьн ы м и о б я зан н о стя м и , п р еду см отрен н ы м и
квали ф и каци он ны м и т р еб о в ан и я м и , тр у до вы м д о гов о р о м и У ставом ш колы .
6.3. П ед агог-б и б л и о тек ар ь н азн ач ается ди р ек то р о м , является член ом п ед аго ги ч еск о го ко л лек ти ва и входи т в состав
п едагоги ческо го со вета ш колы .
6.4. П ед агог-би бл и о тек ар ь о твеч ает за ор ган и зац и ю рабо ты Ш Б И Ц и р езу л ь таты его дея тел ьн о сти , со став ляет годовы е
планы и отчет о работе, ко то р ы е о бсу ж д аю тся н а П ед аго ги ческ о м совете и у твер ж д аю тся ди р ек то р о м . Г одо во й п лан работы
Ш Б И Ц является частью общ его го до во го п лан а ш колы .
6.5. Ш тат Ш Б И Ц и р азм ер ы оп латы т р у д а, в кл ю чая до п л аты и н ад бавк и к д о л ж н о стн ы м окл адам , у стан авл и ваю тся в
соответстви и с д ей ств у ю щ и м и н о р м ати в н ы м и п р аво в ы м и до к у м ен там и с учето м о бъ ем о в и с л о ж н о сти работ.
6.6. Т рудовы е о тн о ш ен и я р аб о тн и ко в Ш Б И Ц и о бщ ео б р азо в ател ьн о й о р ган и зац и и р егу л и р у ю тся тру до вы м д оговором ,
условия которого не до л ж н ы п р о ти в о р еч и ть тр у д о в о м у зако н о д ател ьству Р о сси й ск о й Ф ед ер ац и и .
6.7. П едагог - би б л и о тек ар ь п о д л еж и т аттестац и и в со о тветстви и с п оряд ком , у стан о вл ен н ы м П рави тел ьством
Росси йской Ф едераци и , до л ж ен у д о в л етво р я ть тр ебо ван и ям с о о тве тств у ю щ и х к вал и ф и к ац и о н н ы х х арактеристи к
6.8. Б и блиотечны й р аб о тн и к до л ж ен стр о го со бл ю дать н астоящ ее П оло ж ен и е, п р ави л а и тр ебо ван и я охраны тр у д а и
пож арн ой безоп асн о сти в п о м ещ ен и и б и бл и о тек и и в о бщ ео б р азо в ател ьн о й орган и зац и и .
7. П р а в а , о б я з а н н о с т и и о т в е т с т в е н н о с т ь р а б о т н и к о в б и б л и о т е к и
7.1. П едагог - би б л и о тек ар ь и м еет право:
- сам остоятел ьн о
вы би р ать
ф орм ы ,
ср едства
и
м етоды
б и б л и о теч н о -и н ф о р м ац и о н н о го
о бсл уж и ван и я
о б разовательн ой и в о сп и тател ьн о й дея тел ьн о сти в соответстви и с ц елям и и зад ачам и , у к азан н ы м и в настоящ ем П олож ен ии и
У ставе ш колы ;
- проводить в у стан о вл ен н о м п оряд ке ф аку л ьтати вн ы е зан яти я, уроки и кр у ж к и би б л и о теч н о -б и б л и о гр аф и ч ески х
знаний и и н ф орм ац ион н ой к у льтуры ;
- оп ределять и сто чн и ки ко м п л ек то в ан и я и н ф о р м ац и о н н ы х ресурсов;
- изы м ать и р еал и зо вы вать до к у м ен ты из ф онд ов в со о тветств и и с и н стр у к ц и ей по у ч ету б и б л и о течн о го ф онда;
- оп ределять в с о о тве тств и и с п рави л ам и пользован ия би бл и о теко й , у твер ж д ен н ы м и ди р ек то р о м ш колы , и по
согласован и ю с роди тельским к о м и тето м виды и разм ер ы к о м п ен сац и и ущ ер б а, н ан есен н о го п о льзо вател ям и би бли отеки;
- взы ски вать в с о о тве тств и и с д ей ств у ю щ и м зак о н о д ател ьство м ко м п ен сац и ю у щ ер б а, н ан есен н о го п ользовател ям и
би бли отеки, за н есо вер ш ен н о л етн и х п о льзо вател ей о тветствен н о сть несут зак о н н ы е п р едстави тел и ;
- вносить п р едл о ж ен и я д и р ек то р у ш колы по со вер ш ен ств о ван и ю о п латы т р у д а, в том ч и сл е н адбавок, д о п л ат и
прем и рован ия работн и ко в б и б л и о тек и за д о п о л н и тел ьн у ю рабо ту , не вх одящ ую в круг о с н о вн ы х обязан н о стей работн и ков
би бли отеки; по к о м п ен сац и о н н ы м м ер о п р и яти ям , связан н ы м с в р едн ы м и у сл о ви ям и т р у д а (б и б л и о теч н ая п ы л ь, п ревы ш ен и е
н орм атива работы на к о м п ью тер е).
- участвовать в у п р авл ен и и о б щ ео б р азо в ател ь н о й о р ган и зац и ей в поряд ке, оп р ед ел яем о м У ставом ;
- на аттестаци ю со гласн о п орядку, и зл о ж ен н о м у в со о тве тств у ю щ и х н о р м ати в н ы х ак тах П р ави тел ьс тв а РФ.
- бы ть п ред став лен н ы м и к р азли чн ы м ф орм ам п оощ рени я, н аградам и знакам- отл и ч и я, п р еду см о трен н ы м для
работн и ков образован ия и к у льтуры ;
- у частвовать в с о о тве тств и и с зак о н о д ател ь ство м Р о сси й ско й Ф ед ер ац и и в р аб о те б и б л и о теч н ы х ассоц иац и й или
сою зов.
7.2. П едагог - би б л и о тек ар ь обязан:
- обесп еч ить п о льзо вател ям во зм о ж н о сть рабо ты с и н ф о р м ац и о н н ы м и р есу р сам и би бл и о теки ;
- и н ф орм и ровать п о льзо вател ей о видах п ред о став ляем ы х би бл и о теко й у слуг;
- ф орм и ровать ф о нд ы
в с о о тве тств и и с у твер ж д ен н ы м и ф ед ер ал ьн ы м и п ер еч н ям и у чеб н ы х и зданий,
образовател ьн ы м и п р о гр ам м ам и о б щ ео б р азо в ател ь н о й ор ган и зац и и , и н тер есам и , п о тр еб н о стям и и зап р о сам и всех категори й
пользователей ;
- со верш ен ство вать и н ф о р м а ц и о н н о -б и б л и о гр а ф и ч е с к о е и би б л и о теч н о е о б сл у ж и в ан и е п о льзо вател ей ;
- обесп еч и вать со х р ан н о сть и сп ол ьзо ван и я н о си тел ей и нф о р м ац и и , их си стем ати зац и ю , р азм ещ ен и е и хран ен и е;
- обесп еч и вать реж им рабо ты в со о тве тстви и с п о тр ебн о стям и п о л ьзо вател ей и р або то й ш колы ;
- вести д о к у м ен тац и ю би б л и о тек и и о тчи ты в аться в у стан о вл ен н о м п о р яд ке п еред ди р ек то р о м о бщ ео б р азо в ател ьн о й
организации.
7.3. П едагог - би б л и о тек ар ь н есет о тветств ен н о сть
- за со б л ю ден и е тр у д о в ы х о тн о ш ен и й , р егл а м ен ти р у ем ы х зак о н о д ател ьство м о т р у д е, П р ави л ам и вн утр ен н его
трудового р асп оряд ка в ш коле, т р у д о в ы м до го во р о м .
- за вы п олнен ие ф ункц ий , п р ед у см о тр ен н ы х н астоящ и м П олож ен ием .
- за сохран ность б и б л и о теч н ы х ф о н д о в в поряд ке, п реду см о тр ен н о м дей ств у ю щ и м зак о н о д ател ьство м Р осси й ской
Ф едерации.
8. П р а в а

и о б я за н н о с т и п о л ь зо в а т е л е й ш к о л ь н о г о и н ф о р м а ц и о н н о -б и б л и о т е ч н о г о ц е н т р а

8.1. П ользователи Ш Б И Ц и м ею т п раво

- п олучать п о лн у ю и н ф о р м ац и ю о со став е б и бл и о течн о го ф онда, и н ф о р м ац и о н н ы х р есу р сах и п р едоставляем ы х
би бл и отекой ш колы у слугах;
- п ользоваться с п р аво ч н о -б и б л и о гр аф и ч еск и м ап пар ато м би бли отеки;
- п олучать ко н су л ьтац и о н н у ю п ом ощ ь в поиске и в ы бо р е и сто чн и к о в и нф о р м ац и и ;
- п олучать во вр ем ен н о е п о л ьзо ван и е на аб о н ем ен те и в чи тальном зал е п еч атн ы е и здан и я, ау ди ови зуал ьн ы е
'документы и други е и сточн ики и н ф о р м ац и и ;
- продлевать ср о к п о льзо ван и я д о к у м ен там и и ли тер ату р о й ;
- участвовать в м ер о п р и яти ях , п р о во д и м ы х ш кольной би бли отекой;
- обращ аться для разр еш ен и я к о н ф л и ктн о й си туаци и к ди р ек то р у ш колы .
8.2. П ользователи ш ко л ьн о й Ш Б И Ц обязан ы
- соблю дать п р ави л а п о льзо ван и я би бл и о теко й ;
- береж н о отн оситься к п р о и зведен и ям печати (н е вы ры вать, не загиб ать стр ан и ц , не д ел ать в книгах п о дчерки ван и й,
п ом еток), ины м доку м ен там на р азл и ч н ы х н осителях, о бо р у д о ван и ю , инвентарю ;
- пользоваться ц енн ы м и и сп р аво ч н ы м и до к у м ен там и и л и тер ату р о й то л ько в п о м ещ ен и и б и бл и о тек и ш колы ;
- убедиться при п о лу ч ен и и кни г в о тсу тстви и д еф ек то в, а при о б н ар у ж ен и и п р о и н ф о р м и р о в ать об этом р аб о тн и ка
би бли отеки. О тветствен н о сть за о б н ар у ж ен н ы е деф екты в сдаваем ы х кн и гах н есет п о сл е д н и й п ользо вател ь;
- расп исы ваться в ч и тател ьск о м ф о р м у л яр е за каж дую п олу ч ен н у ю кни гу (и ск л ю ч ен и е: обу ч аю щ и еся 1 класса);
- возвращ ать книги в б и б л и о тек у в у стан о вл ен н ы е сроки;
- зам ен ять д о к у м ен ты б и бл и о тек и в сл у чае их утраты или порчи им р авн о ц ен н ы м и , либ о ком п ен си р о вать ущ ерб в
разм ере, устан овлен ном п рави л ам и п о льзо ван и я б и б л и отек о й ;
- п олн остью рассч и таться с би б л и о тек о й по и стечен ии ср о к а о бучен ия или рабо ты в об щ ео б р азов ател ьн ой
организации.
9. П о р я д о к

п о л ь з о в а н и я ш к о л ь н ы м и н ф о р м а ц и о н н о -б и б л и о т е ч н ы м ц е н т р о м

9.1. Зап ись обуч аю щ ихся и п ед аго ги ч еск и х р або тн и ко в ш колы в Ш Б И Ц п р о и зво ди тся в и н д и ви д у ал ьн о м поряд ке, а
роди телей (ины х зак он н ы х п р ед став и тел ей ) о б у ч аю щ и х ся - по паспорту.
9.2. П еререги страци я п о л ь зо вател ей Ш Б И Ц п р о и зво ди тся еж егодно.
9.3. Д окум ен том , п о д тв ер ж д аю щ и м право п о льзо ван и я Ш Б И Ц , является ч и тател ьск и й ф орм уляр.
9.4. Ч и тательски й ф о р м у л яр ф и к си р у ет д ат у вы дачи п ользо вател ю д о к у м ен то в из ф о н д а Ш Б И Ц и их в озвращ ени я в
библи отеку.
9.5. Р абота участн и ко в о б р азо вател ь н о й д е я тел ь н о сти на ко м п ью тер е в б и б л и о тек е п р о и зво ди тся в п рисутстви и
п едагога - би бли отекаря.
9.6. Р азреш ается р або та за одним п ер со н ал ьн ы м к ом п ью тером не б о л ее дву х чел о в ек о дн о вр ем ен н о .
9.7. По всем вопросам п о и ск а и нф о р м ац и и в сети И н тер н ет п о льзо вател ь м о ж ет о бращ аться к п едагогу би бли отекарю .
9.8. Зап рещ ается о б р ащ ен и е к ресурсам сети И нтернет, п р ед п о л агаю щ и м о п лату и к ресурсам , указан н ы м в
Ф едеральном сп иске экстр ем и стск о й л и тер ату р ы .
9.9. Работа за ко м п ью тер о м в чи тал ьн о м зал е ш ко л ьн о й би бли отеки п ро и зво ди тся со гла сн о у твер ж ден н ы м сан итарн огиги ени чески м тр ебован и ям , а так ж е прави лам о х р ан ы т р у д а и п ож арн ой безо п асн о сти .
9.10. М акси м ал ьн ы е сроки п о льзо ван и я до к у м ен там и :
- учебн ики , у чеб н ы е п особи я - 1 год;
- н аучн о-п оп у л яр н ая, п о зн ав ател ьн ая, х у д о ж ествен н ая л и тер ату р а — 1 м есяц;
- п ери од и ч ески е и здан и я, издан и я п о вы ш ен н о го сп р о са - 15 дней.
10. З а к л ю

чительны е полож ения

10.1. Н астоящ ее П о ло ж ен и е о ш к о л ьн о м и н ф о р м ац и о н н о -б и б л и о течн о м ц ен тр е явл яется ло к альн ы м н орм ати вн ы м
актом , приним ается на п ед аго ги ч еск о м со вете ш колы и у твер ж дается п риказом ди р екто р а.
10.2. Все изм ен ени я и до п о л н ен и я, вн о си м ы е в н асто ящ ее П о ло ж ен и е, о ф о р м л яю тся в п исьм енн ой ф орм е в
соответстви и дей ствую щ и м зак о н о д ател ь ство м Р осси йской Ф едераци и .
10.3. П олож ение о ш ко л ьн о м и н ф о р м ац и о н н о -б и б л и о течн о м ц ентре п р и н и м ается н а н ео п р ед ел ен н ы й срок. И зм ен ен и я
и доп олн ени я к П олож ен и ю п р и н и м аю тся в поряд ке, п р еду см о тр ен н о м пунктом 10.1. н асто ящ его П олож ен ия.
10.4. П осле п ринятия П о л о ж ен и я (и ли и зм ен ен и й и д о п о л н ен и й о тд ел ьн ы х п ун кто в и р азд ело в) в н овой ред ак ц и и
преды дущ ая редакц ия ав то м ати ч еск и у тр а ч и в а е т силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».