РП Речевая практика ОВЗ 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)

Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы

Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов

с. Трошково, 2022

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по речевой практике для 1 -4 классов разработана и составлена на основе
Федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки Россииот 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Комаровой С.В. («Просвещение»).
Цели:
 расширение представлений об окружающей действительности;
 обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
 развитие навыков связной устной речи;
 развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;
 ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
На изучение речевой практике в каждом классе начальной школы отводится в 1-4 классах по 2 ч в неделю.
Курс рассчитан на 270 ч: в 1 классе - 66 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 68 ч (34 учебные недели в
каждом классе).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на
иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения
и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Содержание
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на
вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного
речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное
общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).
Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в
семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции
и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление
в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в
поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут
…, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от
адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание
формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила
приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово»,
«бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул,
использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра»,
«Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их
развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с
разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др.
Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и
др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение
сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение
с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!»,
«Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и
подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка
благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные

реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и
тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на
замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как
красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной
ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений
обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для
отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте
познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов
учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его
вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Тематическое планирование по речевой практике
2 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название темы раздела
Школьная жизнь
Игры и игрушки
Играем в сказку
Я дома
Мои товарищи в школе
Готовим новогодний праздник
Зимняя прогулка
Мойдодыр
Я за порогом дома
День рождения
Мир природы
Обобщение
Итого:

Количество
часов
8
5
7
4
4
3
4
12
7
4
8
4
68

Тематическое планирование по речевой практике
3 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Количество
часов
16
4
25
8
5
4

Название темы раздела
Снова в школу
Рассказываем сказки
Я за порогом дома
Рассказываем сказки
День рождения
Я в мире природы
Я в школе
Обобщение
Итого:

4
68

Итого:

Количество
часов
13
12
15
6
13
8
2
68

Тематическое планирование по речевой практике
4 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы раздела
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы – писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Обобщение

Поурочное планирование по речевой практике
2 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п

Название темы и
раздела

1

Добро пожаловать!

2

У нас новая ученица

3

Кто нас лечит и
кормит

4

Правила для
школьника.

5

Дежурим с другом
(подругой)

6

«Ура! Перемена!»

7

Истории о лете

8

Я расскажу вам, где
отдыхал

9

«Игрушки»

10

«Моя любимая

Содержание
Школьная жизнь – 8 ч
Поздравление с началом учебного года. Приветствие и прощание в
школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до
свидания. Ответные реплики в типовом диалоге. Правила речевого
общения.
Знакомство с новой ученицей. Употребление слов здравствуйте, доброе
утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари
улыбку» (тренировочные упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка»
В. Шаинского. Игра «Наши имена». Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».
Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой.
Знакомство с персоналом. Употребление слов здравствуйте, доброе
утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари
улыбку» (тренировочные упражнения в изображении
доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка»
В. Шаинского. Беседа по итогам экскурсии.
Введение детей в ситуацию знакомства. Развитие умения участвовать в
вопросно-ответном диалоге. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.
Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам.
Проигрывание диалогов знакомства игрушек.
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы
из песни. Проигрывание диалогов между детьми с использованием
соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение
обязанностей дежурных.
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов
учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Чтение учителем стихотворения «Перемена». Познакомить школьников
с основными правилами поведения на перемене. Развитие
артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого
дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Отгадывание загадки о лете. Моделирование диалогов
на основе изображенной на картинке ситуации. Познакомить с
правилами участия в полилоге. Игра «Рассказ по кругу». Выявление и
расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация,
уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование
диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Выбор атрибутов к
ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры,
его вариативности. Моделирование речевой ситуации. Составление
устного текста (диалогического или несложного монологического) по
теме ситуации.
Разучивание считалок. Моделирование диалогов на основе
изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту.
Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно –
символический план. Правила речевого общения.
Игры и игрушки – 5 ч
Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. Обогащать
лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их
основные признаки и действия с ними. Составление предложений об
игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем.
Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку».

Часы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

игрушка»
11

«Магазин игрушек»

12

«Уложим куклу
спать»

13

«Мы уже не малыши»

14

Знакомство со
сказкой «Три
медведя»

15

Инсценировка сказки
«Три медведя»

17

Знакомство со
сказкой «Три
поросенка»

17

Инсценировка сказки
«Три поросенка»

18

Знакомство со
сказкой «Красная
Шапочка»

19

Инсценировка сказки
«Красная Шапочка»

20

Знакомство со

Описание игрушки по картинно-графическому плану. Игра «Назови
ласково». Игра «Отгадай мою игрушку».
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки.
Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации
«Покупка в магазине» в новые условия. Повторить основные правила
поведения в магазине. Ролевая игра «Магазин игрушек».
Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение
игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о
выполняемых действиях. Активизировать в словарном запасе
школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном.
Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном
спокойным голосом с ласковой интонацией. Формировать у учащихся
умение давать отчеты о выполняемых действиях. Ролевая игра «Уложи
куклу спать».
Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла». Называние игрушек и
учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова.
Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не
на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки».
Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по
условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные
принадлежности). Выявление умений рассказывать о предстоящей и
выполненной работе, проводить простую классификацию (игрушки –
учебные вещи), строить предложения по вопросам, использовать
предлоги (в, на, под).
Играем в сказку – 7 ч
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчет о выполненных действиях. Разучивание чистоговорки.
Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя».
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения
при знакомстве. Выкладывание картинок в правильной сюжетной
последовательности.Слушание небольших литературных произведений
в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту.
Коллективное рассказывание сказки.Инсценирование сказки с
использованием элементов костюмов. Развивать интонационные и
жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки
сказки. Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного
опыта учащихся.
Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая
соответствует услышанной сказке.
Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка». Формирование
навыков взаимопомощи на примере героев сказки. Выкладывание
изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос
учителя «Кто из чего построил домик?».
Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка». Инсценирование
сказки и использование элементов костюмов. Развивать интонационные
и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки
сказки.
Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта
учащихся.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Прослушивание загадки в форме «звукового письма».
Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка». Продолжать
формировать представления детей о правилах поведения при
знакомстве. Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки.
Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки и
использование элементов костюмов.
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в
процессе инсценировки сказки. Рассказывание сказки учащимися с
опорой на предметные картинки.
Заучивание четверостишья из стихотворения. Познакомить учащихся с

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

стихотворением С.
Михалкова «Мой
щенок»
21

В воскресенье все
дома

22

Расскажи о себе

23

Я звоню себе домой

24

Я звоню в экстренные
службы

25

Играем во дворе

26

Не надо больше
ссориться

27

Дружат в нашем
классе девочки и
мальчики

28

Наш товарищ заболел

29

Готовимся к
празднику

творчеством С. Михалкова. Воспитывать у детей любовь к животным.
Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.
Я дома – 4 ч
Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка,
бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих
родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто
старше, кто младше?». Формировать уважительное отношение к
старшим. Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о
понимании отношений: старше - младше, умения составлять
предложения по сюжетным картинкам. Формулы «Доброе утро»,
«Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. Рассказ о себе по
образцу. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти
отдельных слогов, слов.
Разучивание чистоговорки. Моделирование телефонных разговоров с
мамой. Познакомить с правилами общения по телефону. Чтение
номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона.
Телефонный разговор.Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…».
Общение на расстоянии.Слушание и воспроизведение чистоговорки.
Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи».
Познакомить с правилами общения по телефону. Составление рассказа с
опорой на картинки.«Я за порогом дома» (покупка, поездка в
транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации),
поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
Мои товарищи в школе - 4 ч
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть
самостоятельно». Формировать умение школьников разворачивать
диалог в игровых ситуациях. Умение игры по правилам. Игра «Кто
быстрее?».
Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться».
Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Формировать
доброжелательное отношение друг к другу. Проигрывание диалогов
между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса,
жестов. Игра «Что такое хорошо?». Влияние речи на мысли, чувства,
поступки людей. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или на перемене.
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы
из песни. Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью
вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Закреплять
умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием
или отказом. Проигрывание диалогов между детьми с использованием
соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение
обязанностей дежурных. Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона. Неофициальные разговорные формулы
«привет», «салют», «счастливо», «пока».
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду,
помоги ему». Выявление представлений детей по теме «Опасные
ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный
материал. Закреплять умение строить высказывание-просьбу,
обращенную к учителю.
Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации.
Обращение с просьбой к учителю.
Готовим новогодний праздник - 3 ч
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.
Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические
схемы предложений. Учить отвечать на вопросы в беседе и

1

1

1

1

1

1

1

1

1

30

Новогодние чудеса

31

Новогодние
поздравления

32

Зимняя одежда

33

Зимние забавы

34

Мы катаемся с горы

35

Мы лепим снеговика

36

Я умываюсь

37

Я чищу зубы

38

Режим дня
школьника

39

Я правильно
одеваюсь

40

Вещи в моем шкафу

41

Я собираюсь на
прогулку

42

Содержу одежду в

инициировать общение. Рассказ по кругу: коллективное составление
рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки.
Слушание песенки «В лесу родилась елочка». Моделирование ситуации
знакомства на карнавале
Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную
выразительность. Игра «Узнай меня»
Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной
учителем. Моделирование возможных диалогов между героями
картинки при преподнесении подарков, реплики-поздравления,
сопровождающие вручение подарков. Проигрывание диалогов между
учащимися при преподнесении подарков.
Зимняя прогулка – 4 ч
Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке».
Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и
обуви. Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот
или иной предмет одежды. Проигрывание ситуации «Кукла одевается на
прогулку»
Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух,
произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.).
Моделирование возможных диалогов между героями картинки.
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией.
Составление рассказа с опорой на картинный план.
Н. Некрасов «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять
рассказы из личного опыта. Закреплять умение строить высказываниепросьбу, в связи с ситуацией. Составление рассказа с опорой на
картинку. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания. Практическое использование силы
голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в общении.
Давай, дружок, смелей, дружок.
Кати по снегу свой снежок.
Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта.
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией.
Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое
занятие.
Мойдодыр – 12 ч
Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр».
Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие
предметы гигиены. Закреплять умение строить высказывание-просьбу.
Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление
его действиями.
Отгадывание загадок. Активизировать в словарном запасе школьников
слова, обозначающие предметы гигиены. Закреплять умение строить
высказывание-просьбу. Составление короткого рассказа на тему «Я
чищу зубы» и закрепление его действиями.
Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу».
Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью
их действий. Правильное расположение картинок по порядку,
составление рассказа по картинкам.
Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный». Расширить
словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды.
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо,
пожалуйста. Игра «Одень Машу».
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову.Отгадывание загадок. Употребление в речи предлогов в, на, под.
Употребление слов спасибо, пожалуйста. Практические упражнения по
складыванию одежды.
Отгадывание загадок. Расширить словарный запас школьников,
обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по
принадлежности. Усвоить последовательность действий при одевании.
Игра «Оденься правильно».
Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

чистоте

43

Опрятному человеку
нужны помощники

44

Я обуваюсь

45

Я ухаживаю за
обувью.

46

Я по лужам
прогулялся
Мишка заболел

47

48

Садитесь,
пожалуйста!
(Поведение в
автобусе)

49

Мы не знаем, как
пройти. Как быть?

50

Где я живу

51

Моя дорога в школу

52

За покупками в
магазин

53

Я иду в кружок. Кто
со мной?

54

Мы в гостях на день
рождении

такое плохо?». Расширить словарный запас школьников, обозначающие
предметы, используемые при уходе за одеждой. Формирование навыков
взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Составление
рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из
школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает».
Экскурсия в прачечную. Знакомство с персоналом. Расширить
словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой
техники. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.
Правила поведения при знакомстве. Правильное расположение картинок
по порядку, составление рассказа по картинкам.
Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой
Расширить словарный запас школьников, обозначающие разновидность
обуви. Практические упражнения в обувании, в шнуровании.
Отгадывание загадок. Расширить словарный запас школьников,
обозначающие предметы для ухода за обувью. Формирование навыков
взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Практические
упражнения в уходе за обувью.
Слушание детской песни «Ангина». Закреплять умение составлять
рассказ из личного опыта. Игра «Кто знает, тот продолжает».
Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит».
Расширить словарный запас школьников, обозначающие медицинские
предметы. Формирование доброжелательного отношения к больному.
Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор». Сочувствие заболевшему
сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Я за порогом дома – 7 часов
Слушание песенки «Мы едем, едем, едем». Расширить словарный запас
школьников, обозначающие общественный транспорт. Формирование
навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.
Моделирование ситуации «Я в автобусе». Формулы «спасибо»,
«большое спасибо», «пожалуйста».«Я за порогом дома» (покупка,
поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной
ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
Отгадывание загадок. Моделирование ситуации «Я забыл дорогу».
Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения
слов. Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов
спасибо, пожалуйста. Анализ ситуации по вопросам учителя.
Рассматривание картинок. Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову.Отгадывание загадок. Запоминание своего адреса. Проигрывание
диалога «Где ты живешь?».
Отгадывание загадок. Моделирование ситуации «В школу я иду таким
путем». Зарисовка маршрута от дома до школа.
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине с опорой на содержание картинки. Помочь
первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в
магазине» в новые условия. Повторить основные правила поведения в
магазине. Ролевая игра «Магазин игрушек».«Я за порогом дома»
(покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и
др.)
Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок.
Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок».
Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в
кружок. Беседа с опорой на личный опыт.«Я и мои товарищи» (игры и
общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой
студии)
Расширять представления учащихся о правилах поведения при
знакомстве с ровесниками и старшими. Учить школьников правильно
вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем.
Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по
опорным картинкам.

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

55

Знакомимся с гостями

56

Провожаем гостей

57

Накрываем на стол

58

Поздравляем маму

59

«К нам весна
шагает…»

60

Первоцветы

61

Весенняя прогулка.

62

«А у нас в квартире
кот! А у вас?»

63

Учу попугая говорить

64

У меня есть щенок!

65/66

Здравствуй лето!

67/68

Обобщение

День рождения – 4 часа
Драматизация песни «К нам гости пришли». Познакомить
первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то». Учить
школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по
возрасту. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал»
по вопросам учителя. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Правила
поведения в гостях. Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до
свидания».
Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…». Расширять
представления учащихся о правилах поведения при прощании с
ровесниками и старшими. Учить школьников правильно вести себя при
прощании со старшим по возрасту. Ролевая игра «Кукла провожает
гостей».«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Отгадывание загадок. Расширить словарный запас школьников,
обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом.
Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте,
пожалуйста». Ролевая игра «Кукла накрывает на стол». Формулы
«спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся
Составление поздравления маме с опорой на условно-графические
схемы предложений. Учить строить реплики-поздравления,
сопровождающие вручение подарков. Проигрывание диалогов между
учащимися при преподнесении подарков. Ласковые
обращения.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником
…». Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Мир природы – 8 ч
Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Расширить словарный
запас школьников, обозначающие признаки весны. Составление
рассказа с опорой на картинный план.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Слушание стихотворения «Подснежник». Расширить
словарный запас школьников, названий первые весенние цветы.
Называние первоцветов ласково. Составление описания первоцветов по
картинно-графическому плану.
Отгадывание загадок. Экскурсия на школьный двор. Составление
рассказа о весне по впечатлениям о прогулке.
Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе». Закреплять умение
составлять рассказ из личного опыта
Называние ласково. Составление описания кота по картиннографическому плану. Ласковые обращения.
Отгадывание загадки. Закреплять умение составлять рассказ из личного
опыта. Называние ласково. Составление описания попугая по картиннографическому плану.
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов. Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик».
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. Называние
ласково. Составление описания собаки по картинно-графическому
плану.
Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!».
Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета.
Правила поведения на воде. Игра «Морские фигуры».«Я в мире
природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

2

2

Поурочное планирование по речевой практике
3 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1,2

Название темы и
раздела
Снова в школу

3,4,5

Вспоминаем
каникулы

6,7,8

Мы собрались
поиграть

9,10
11,12,
13,14
15

Игры по правилам
В библиотеке

16

Экскурсия в
школьную
библиотеку
Закрепление
пройденного

17,18,
19,20

Сказки про Машу

21,22,
23,24

Отправляюсь в
магазин

25

Экскурсия в магазин

26,27,
28,29,
30

Телефонный разговор

31,32

Закрепление
пройденного

33,34,
35
36

Я – зритель

37,38,
39,40

Какая сегодня
погода?

41,42,
43,44,
45

Снегурочка

Ролевая ирга
«Кинотеатр»

Содержание
Снова в школу – 16 часов
Речевое и неречевое общение. Условные знаки в общении людей
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания»..
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки,
предложению). Замечание, извинение.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Знакомство, представление, приветствие.
Благодарность.
Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, предложению).
Общение на расстоянии. Условные знаки в общении людей.«Я за
порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью
(в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино,
кафе и др.)
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений. Формулы «Доброе утро», «Добрый день»,
«Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Рассказываем сказки – 4 часа
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Слушание небольших литературных произведений в
изложении педагога и с аудио-носителей.
Я за порогом дома – 25 часов
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, предложению).
Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и
др.).«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе и др.)
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
(«Скажите, пожалуйста…»).
Телефонный разговор.Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Чтение и выполнение
словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Сочувствие, утешение.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. Приветствие и
прощание. Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите
пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить
(позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия.
Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Одобрение, комплимент.
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. «Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте,
обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе и др.)
Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Просьба, совет.
Рассказываем сказки – 8 часов
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде. Развитие артикуляционной моторики. Формирование
правильного речевого дыхания.

Часы

2
3

3

2
4
1

1

4

4

1
5

2

3
1

4

5

46
47,48

49,50,
51,52

53

Конкурс «Мастер
сказки сказывать»
Закрепление
пройденного

Весёлый праздник

Ролевая игра «Приём
гостей»

54,55,
56,57

Учимся понимать
животных

58,59,
60,61
62,63

Узнай меня

64

Закрепление
пройденного

65,66,
67,68

Обобщение

Составление коллажа
«Знакомьтесь: наш
класс»

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых
ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой
ситуации. Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
День рождения – 5 часов
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений. Формулы, сопровождающие ситуации
приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра»,
«Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, предложению).
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на
поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». «Я –
дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
Я в мире природы – 4 часа
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Я в школе – 7 часов
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Обращение, привлечение внимания.
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных
слогов, слов, предложений. Поздравление, пожелание.
Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …». «Я и мои
товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в
секции, в творческой студии).
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в
письменном виде. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Обобщение – 4 часа
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации.

1
2

4

1

4

4
2

1

4

Поурочное планирование по речевой практике
4 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
урока

Название раздела,
тема урока

1

Добро пожаловать!

2

Игра «Прошлым
летом»
Расскажи мне о своих
летних каникулах

3

Элементы содержания
Игры с друзьями (13 часов)
Приветствие и прощание. Употребление различных формул
приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии)
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного
речевого дыхания. Речевое и неречевое общение. Общение на
расстоянии. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Часы

1

1
1

4

Для друзей нет
выходных

5

Рассказываем о своих
друзьях

6

Дружим – не дружим

7

Наши чувства

8

Игра по правилам

9

Игра «Молчок»

10

Твой старший друг.
Почему с ним
интересно

11

Задушевный разговор

12 – 13

Вместе в беде и в
радости

14 – 15

Сказка «Петушок Золотой
гребешок»

16 – 17

Инсценировка сказки
«Петушок - Золотой

18 – 19

Сказка «Двенадцать
месяцев

20 – 21

Инсценировка сказки
«Двенадцать месяцев

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии). Формулы «Доброе утро»,
«Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные
разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в
зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений.
Обращение привлечение внимания.Выявление и расширение
представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и
расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление
предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и
формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай
познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы
«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо»,
«пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в
школе, в секции, в творческой студии)
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по
фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье.
Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения
(к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных
обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
(«Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке. Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания».
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику,
взрослому. Слова поддержки, утешения.
Играем в сказку (12 часов)
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде. Знакомство со сказкой «Петушок
– Золотой гребешок»
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного
речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона,
темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному
тексту, пересказ. Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного
речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона,
темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в

1

1

1

1

1
1
1

1

2

2

2

2

2

22 – 23

Сказка «Бременские
музыканты»

24 – 25

Инсценировка сказки
«Бременские
музыканты

26

Книга - лучший
собеседник

27
28

Я выбираю книгу
Моя любимая книга

29

В библиотеке

30 – 31

Мы сказочники

32 – 33

Составляем сказку

34

Я пишу свою сказку

35

Мой любимый
рассказ
Составляем рассказ о
природе

36

37
38 – 39
40

Басня
Мое любимое
стихотворение
Мы поэты

41

Мой помощник
телефон

42
43

Я у телевизора
Полезные и вредные
телепередачи
Составь свою
телевизионную
программу
Я – помощник
Современная техника
в доме

44

45 - 46
47

общении.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей
слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по
памяти отдельных слогов, слов, предложений. Знакомство со сказкой
«Бременские музыканты» (Сцены из сказок)
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного
речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона,
темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в
общении.
Мы – писатели (15 часов)
Подведение обучающихся к выводам из прочитанного, сравнение
прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого
текста.
Подготовка к формированию читательской самостоятельности.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Знакомство, представление, приветствие. Приветствие и прощание.
Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы
«Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер».
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой
ситуации. Составление устного текста (диалогического или
несложного монологического) по теме ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме
ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы
на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации. Составление устного текста
(диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Повторение и воспроизведение предложений. Составление
предложений.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное
общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей.
Работа с содержанием басни.
Выразительное чтение наизусть любимого стихотворения.

2

2

1

1
1

1

2

2

1

1
1

1
2

Сочиняем свое стихотворение.
Я дома(6 часов)
Телефонный разговор.Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать
к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я
слушаю».
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на
мысли, чувства, поступки людей.
Составление телевизионной программы по желанию.

1

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей).
Умение обращаться с бытовыми приборами без помощи взрослых.

2
1

Я за порогом дома (13 часов)

1

1
1
1

48 – 49
50 – 51

Знаки - помощники
ПДД достойны
уважения

52 – 53

Веселый праздник

54 – 55

Приглашение

56 – 57

Поздравляю!

58

Поздравление
ветеранам

59

«Знакомство во
дворе»

60

Мы друзья или враги
природы?
В гостях у леса

61
62

Я на прогулке в
парке

63
64

Учимся понимать
животных
Здравствуй, лето!

65

Летом. В поход

66

Летние каникулы

67,68

Общение

Знакомство с дорожными знаками.
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за
помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных
местах (кино, кафе и др.)
Поздравление, пожелание.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю
с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени
и отчеству.
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание.Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю
с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени
и отчеству. Одобрение, комплимент.Одобрение как реакция на
поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение
подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные
и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение,
комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др. Различия пожеланий в связи с разными
праздниками.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы
«Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
«Знакомство во дворе». Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….»,
«Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка отказа. Формулы
«Извините, но …».
Я в мире природы (8 часов)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в
лесу).
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в
лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной
ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за
порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках
могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство в гостях».
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

2
2

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители
Что нужно взять с собой в поход? Готовим рюкзак. Какие опасности
подстерегают в лесу.
Техника безопасности поведения на летних каникулах на воде, в лесу и
дома.
Просьба, совет. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и
прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего
хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».

1

2

2
2

1

1

1
1
1

1

1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».