Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РУЧНОЙ ТРУД
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы
Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов
с. Трошково, 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по ручному труду для 1 -4 классов разработана и составлена на основе
Федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки Россииот 19.12.2014 г. № 1599,
зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Кузнецовой Л.А. («Просвещение).
Цели:
овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности;
получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
На изучение ручного труда во 1 - 4 классах выделяется по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1
классе - 33 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от
характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда;
знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники
безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования,
соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами;
бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из
металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и
самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами,
соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным
свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой
на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный
материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков
пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация
из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца
столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина
геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную,
цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных
материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в
старину). Заготовка природных материалов.Инструменты, используемые с природными материалами (шило,
ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные
изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага
для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при
работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки
шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия:
«линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с
ножницами. Правила работы ножницами.Удержание ножниц.Приемы вырезания ножницами: «разрез по
короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез
по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии
(кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное
вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги
(бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника
пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к
середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть
наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги
(плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра,
конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия.Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.Приемы клеевого
соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона.
Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:
«окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет
ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой
строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в
два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают
ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые,
скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны,
скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из
ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды
работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка
рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой,
строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс
ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в
древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды
тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание
пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и
пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина».
Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр).
Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником,
наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для
спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие
тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.
Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание»,
«скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в
изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки).
Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль»,
«сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей
металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для
работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные
материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Тематическое планирование по ручному труду
2 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Итого:
Количество
часов
3
3
3
11
2
3
4
4
1
34
Итого:
Количество
часов
1
4
12
2
2
2
9
2
34
Итого:
Количество
часов
12
8
1
2
4
5
1
34
Название темы раздела
Работа с природным материалом
Работа с пластилином
Работа с нитками
Работа с бумагой
Работа с металлоконструктором
Работа с проволокой
Комбинированные работы
Работа с бумагой и картоном
Подведение итогов
Тематическое планирование по ручному труду
3 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название темы раздела
Вводный урок
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с проволокой
Работа с древесиной
Работа с металлоконструктором
Работа с текстильными материалами
Подведение итогов
Тематическое планирование по ручному труду
4 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название темы раздела
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с проволокой
Работа с бумагой
Работа с металлоконструктором
Комбинированные работы
Итоговый урок года
Поурочное планирование по ручному труду
2 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
Название темы и
раздела
Содержание
Часы
Работа с природным материалом – 3 часа
1
Экскурсия в природу.
Сбор природного
материала.
2/3
Игрушки из
природного материала
4
Посуда
5/6
Аппликация «Рыбка»
7
Выполнение кисточки.
8/9
Сувениры
10/
11
Изготовление игрушки
«Петушок».
12/
13
Аппликация
«Снеговик»
14/
15
Вырезание снежинок.
16
Соединение
Инструктаж по ТБ на уроках труда. Инструменты, используемые с
природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала.Свойства
материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость,
особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе:
шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления
деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и
т. д. Организация рабочего места.
Изготовление игрушек из желудей. Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки). Изготовление по образцу птички из
желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня,
палочек. Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из
желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся
выполняют работу при частичной помощи учителя. Технические
сведения. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Приемы
работы. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек. Соблюдение пропорций.
Работа с пластилином – 3 часа
Пластилин ― материал ручного труда. Применение глины для
изготовления посуды. Организация рабочего места при выполнении
лепных работ.Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты
для работы с пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел
(брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка на плоскости форм
прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Технические
сведения. Назначение глины и применение этого материала в
промышленности.
Лепка из глины и пластилина разными способами:конструктивным,
пластическим.Приемы работы: «размазывание по картону» (аппликация
из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина).
Работа с нитками – 3 часа
Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку (плоские
игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Наматывание, связывание, резание ниток. Слушать и понимать
словесную инструкцию учителя.
Работа с бумагой – 6 часов
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.
Организация рабочего места при работе с бумагой. Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Вырезание ножницами из
бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с
ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
«разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»;
«округление углов прямоугольных форм». Клеевое соединение. Правила
работы с клеем и кистью.Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное».
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Подбор бумаги по
цвету. Складывание бумаги - заготовки для вырезания снежинки.
Работа с металлоконструктором – 2 часа
Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора
(планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты).
1
2
1
2
1
2
2
2
2
1
17
Домик
18
Плетение коврика из
полосок бумаги.
19/
20
Изготовление закладки
21/
22
Плетение корзинки из
полосок бумаги.
23/
24
25/
26
Выполнение помпона
из шерсти.
Изготовление игрушки
«Цыпленок»
27
Навивание пружинки
на стержень.
28/
29
Плетение браслета.
30/
31
Выполнение объемных
поделок, состоящих из
2-х деталей.
32/
33
Изготовление
предметов одежды.
34
Подведение итогов
Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,
отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.
Анализ образца, обсуждение деталей. Объяснение и показ учителя.
Опора на образец. Словесная инструкция учителя.
Работа с бумагой – 5 часов
Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»;
«сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».
Подбор бумаги по цвету. Приемы плетения. Знать свойства картона.
Назначение изделия. Повторять показанные учителем приемы и
выполнять простейшие инструкции учителя.
Подбор бумаги по цвету. Закрепление полос бумаги на картоне.
Последовательность перепускания полосок.
Комбинированные работы – 4 часа
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки.
Изготовление игрушки «Цыпленок» из шерстяных помпонов с
использованием проволоки и др. материалов.Подбор материалов для
игрушки. Показ и анализ образца. Приемы соединения деталей.
Повторять показанные учителем приемы и выполнять простейшие
инструкции учителя. Сравнивать образец с игрушкой. Выполнять
изделие по образцу учителя.
Работа с проволокой – 3 часа
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная).
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая,
гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо»,
«сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на
карандаш».
Работа с бумагой и картоном – 4 часа
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей. Виды
работы с бумагой и картоном. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления.Клеевое соединение. Правила работы с клеем и
кистью.Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».
Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам». Опора на образец. Порядок обведения шаблонов. Упражнения
в обведении по шаблону. Подбор по цвету. Понятие «Гардероб».
Назначение и виды одежды. Понятие о комплекте одежды.
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
1
Поурочное планирование по ручному труду
3 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
Название темы и
раздела
1
Вводный урок
2
Аппликация из
засушенных листьев
3
Аппликация из
скорлупы грецкого
ореха
Содержание
Первая четверть
Инструктаж по ТБ на уроках труда. Материалы и инструменты,
используемые на уроках ручного труда. Правила обращения с
ножницами. Правила обращения с иглой.
Работа с природным материалом – 2 часа
Виды работы с природным материалом. Заготовка природных
материалов.Инструменты, используемые с природными материалами
(шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места
работе с природными материалами. Способы соединения деталей
(пластилин, острые палочки).
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные
изделия). Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки;
бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы;
Часы
1
1
1
4
5,6
Аппликация из
отрывной бумаги
Картина на
окантованном картоне
7
Паук
8
Колышки для растений
9,10
Птица
11
Сборка из планок
треугольников
12
Сборка из планок
квадрата
13
Буквы
14
Гирлянда
15
Карнавальная
полумаска
16
Карнавальные
головные уборы
17,
Складная доска для
проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Работа с бумагой и картоном – 3 часа
Виды работы с бумагой и картоном. Сорта бумаги и их назначение.
Приёмы работы. Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба.
Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика).
Обрывание по контуру (аппликация).
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки.
Окантовка картона из отрывной бумаги. Цвет, форма бумаги
(треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном. Картонажные изделия.
Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы
окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка
картона листом бумаги».
Работа с проволокой – 1 час
Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки. Инструменты.
Приёмы работы с проволокой. Изготовление паука из скорлупы
грецкого ореха и проволоки.
Работа с древесиной – 1 час
Изделия из древесины. Способы обработки древесины ручными
инструментами и приспособлениями. Элементарные сведения о
древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина».
Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр).
Вторая четверть
Работа с природным материалом – 2 часа
Изготовление птицы из пластилина и сухой тростниковой травы.
Приёмы работы с пластилином. Приёмы соединения деталей. Заготовка
природных материалов.Инструменты, используемые с природными
материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация
рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки).
Работа с металлоконструктором – 2 часа
Изделия из металлоконструктора. Набор деталей. Соединение планок
винтом и гайкой. Элементарные сведения о металлоконструкторе.
Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора
(планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты).
Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,
отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов
(черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов.
Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для
работы по металлу.
Работа с проволокой – 1 час
Изготовление из проволоки букв. Приемы работы с проволокой:
«сгибание вдвое, втрое, вчетверо». Получение контуров геометрических
фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с бумагой и картоном – 3 часа
Изготовление цепочки из бумажных колец. Приемы сгибания бумаги:
«сгибание по типу «гармошки».
Изготовление плоской карнавальной полумаски. Приёмы работы с
бумагой (разметка, резание, сгибание). Клеевое соединение. Правила
работы с клеем и кистью.Приемы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное».
Разметка по шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью
чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз».
Третья четверть
Работа с бумагой и картоном – 2 часа
Окантовка картона листом бумаги. Способы вырезания: «симметричное
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
18
игры
19
Ручные стежки и
строчки
20,
21
Закладка из
фотоплёнки
22
Аппликация из
древесных опилок
23
Ткань. Косой стежок.
24,
25
Прихватка.
26,
27
Коробка из тонкого
картона
28
Виды ручных стежков
и строчек
29,
30
Закладка с вышивкой
31
Матрёшка
32
Собака
33
Подведение итогов
вырезание из бумаги, сложенной несколько раз».
Работа с текстильными материалами – 3 часа
Применение ниток. Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на
нитке. Виды ручных стежков и строчек. Шитье. Инструменты для
швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз».
Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками.
Правила обращения с иглой. Завязывание узелка на нитке.
Работа с древесиной – 1 час
Способы обработки древесины ручными инструментами. Свойства
древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины
ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником,
наждачной бумагой). Аппликация из древесных материалов (опилок,
карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое
соединение древесных материалов.
Работа с текстильными материалами – 3 часа
Виды работы с тканью.Элементарные сведения о тканях. Применение
и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства
ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани;
шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны,
скучиваются).
Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Цвет ткани. Сорта
ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани).
Четвёртая четверть
Работа с бумагой и картоном – 2 часа
Объёмные изделия из картона. Изготовление открытых коробок из
тонкого картона. Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их
применение и устройство; разметка с опорой на чертеж. Понятие
«чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Конструирование из бумаги
и картона (на основе геометрических тел (цилиндра, конуса),
изготовление коробок).
Работа с текстильными материалами – 3 часа
Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при
работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками
(раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение,
окрашивание, набивка рисунка).Шитье. Завязывание узелка на нитке.
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой
«косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки). Ткачество. Как ткут ткани. Виды
переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка
«прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема»,
«вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой
косого стежка «в два приема».
Работа с бумагой и картоном – 2 часа
Конструирование объёмных игрушек из бумаги на основе
геометрических тел. Историко-культурологические сведения (в какие
игрушки из природных материалов играли дети в старину).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы
ножницами.Удержание ножниц.Приемы вырезания ножницами:
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму».
Выставка работ
1
2
1
1
2
2
1
2
1
1
2
Поурочное планирование по ручному труду
4 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
урока
Название раздела,
тема урока
Элементы содержания
Работа с бумагой и картоном – 6 часов
Кол-во
часов
1–2
3–4
5–6
7–8
9 – 10
11 – 12
13 – 14
15 – 16
17 – 18
19 – 20
Вертушка
Инструктаж по ТБ на уроках труда. Конструирование и сборка
вертушки. Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.
Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги.
Приемы разметки: разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж».
Линии чертежа. Чтение чертежа. Способы обработки древесины
ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из
древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Плетение браслета
Знать правила ТБ на уроке труда, правила работы с инструментами и
материалами. Плетение браслета из нарезных полосок открытки.
Научиться приемам изготовления изделий. Правила работы с бумагой.
Анализ образца изделия. Самостоятельная разметка квадрата.
Материалы и детали, порядок сборки.
Поздравительная
Изготовление поздравительной открытки ко Дню учителя. Плоскостная
открытка
аппликация. Конструирование из бумаги и картона. Элементарные
сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления.
Научится навыкам работы с ножницами, обучаться выбирать бумагу по
цвету, работать с шаблонами. Для оформления использовать
природный материал. Заготовка природных материалов.Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными
материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые
палочки). Работа с тростниковой травой.
Работа с текстильными материалами – 2 часа
Сервировочная
Работа с текстильными материалами. Изготовление сервировочной
салфетка
салфетки с бахромой и вышивание по мережечной дорожке. Примеры
продергивания бахромы. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.
Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Работа с проволокой – 1 час
Простейшая модель
Простейшая модель парашюта. Познакомиться с назначением и
парашюта
историей парашюта. Разметка. Склеивание. Принцип действия. Детали
парашюта. Приемы работы с проволокой.
Работа с текстильными материалами – 2 часа
Кукла-перчатка
Понятие «выкройка». Подготовка деталей к сшиванию швом «ручная
строчка». Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками.
Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из
ткани в древние времена). Виды ремонта одежды (пришивание
пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). \Отделка изделий пуговицами.
Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с бумагой и картоном – 6 часов
Разборная ёлочка
Способы сгибания бумаги. Устройство и назначение циркуля. Свойства
бумаги изменять форму при сгибании и сохранять.Сминание и
скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в
ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Клеевое
соединение. Правила работы с клеем и кистью.Приемы клеевого
соединения: «точечное», «сплошное».
Веточка ели на
Новогодний сувенир «Веточка ели на подставке». Приемы вырезания
подставке
зубчиков деталей по окружности. Порядок склеивания зубчатого круга
из открытки и подложки.
Фигурки Деда
Папье-маше. Технология получения папье-маше. Приёмы
Мороза и Снегурочки раскрашивания. Отделка. Научиться анализировать образец, работать
по плану-карте. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для
резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы
ножницами.Удержание ножниц.
Работа с текстильными материалами – 2 часа
Игольница в форме
Работа с тканью. Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
сердечка
переплетение).Раскрой деталей изделия по шаблону. Соединение,
выворачивание заготовки, набивание игольницы. Приёмы
выворачивания изделия из двух частей. Понятие «лекало».
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
21 – 22
Бумажные цветы
23 – 24
Сувенир
25 – 26
Брелка для ключей
27 – 28
Карусели (модель)
29 – 30
Цыпленок.
31 – 33
Ваза
34
Итоговый урок года
Последовательность раскроя деталей из ткани.
Работа с бумагой – 2 часа
Комбинированные работы.Приемы сгибания бумаги: «вогнуть внутрь»;
«выгнуть наружу». Приемы вырезания ножницами:«вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания:
«тиражирование деталей».
Работа с металлоконструктором – 2 часа
Сувенир, выполненный методом давления по принципу чеканки.
Демонстрация образцов. История, технология, виды чеканки.
Материалы для сувенира. Элементарные сведения о металле.
Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие
тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по
металлу.Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги:
«сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».Элементарные сведения о
металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор
деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с
металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок
винтом и гайкой.
Работа с текстильными материалами – 2 часа
Работа с кожей. Изготовление брелка для ключей. Приемы разметки на
коже. Резание кожи. Приёмы пробивания отверстий в коже. Составы
для склеивания кожи.
Работа с металлоконструктором – 2 часа
Техническое моделирование. Принцип действия карусели. Детали
конструктора. Подбор и крепление деталей. Запуск модели.
Комбинированные работы – 5 часа
Комбинированные работы. Цыпленок. Заготовка «кокон». Свойства
нитей, обработанных силикатным клеем. Использование оправок.
Правила гигиены при работе с клеем. Научится изготовлению
«коконов» различной формы и их использованию в поделках.
Анализ изделия. Заготовка деталей. Выполнение игрушки.
Изготовление нитяной заготовки, просушивание. Виды работ по
комбинированию разных материалов:
Проверка знаний и умений за 4 класс. Подведение итогов года.
Выставка работ учащихся.
2
2
2
2
2
3
1