Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МАТЕМАТИКА
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы
Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов
с. Трошково, 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по математике для 1 -4 классов разработана и составлена на основе Федерального
государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки Россииот 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы автора Алышевой Т.В.
(«Просвещение»).
Цели:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и
другими);
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры в различных видах практической деятельности);
развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни;
формирование начальных представлений о компьютерной грамотности.
На изучение математики в каждом классе отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1
классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с
использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные
части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя
мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур;
нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные
части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов
чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и
0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе
для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя
мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых
линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью
чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Содержание
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение.
Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше,
равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий,
высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже,
мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной,
одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины).Сравнение трех-четырех предметов по
длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше,
толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,
тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по
тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трехчетырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше,
столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее
составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного
соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же,
сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше,
одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к
другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,
рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний,
правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый,
нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день,
рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в
виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы
(килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка),
длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых
чисел.Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица
умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок
действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения,
вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на
увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз,
уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи,
содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество,
общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в
пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры.Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая,
прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница
многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения
построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Тематическое планирование по математике
2 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
Итого:
Количество
часов
22
19
37
49
9
136
Итого:
Количество
часов
32
31
26
33
14
136
Итого:
Количество
часов
18
10
62
36
10
136
Название темы раздела
Повторение
Простые текстовые задачи
Сложение и вычитание в пределах
Сложение и вычитание двузначных чисел
Повторение
Тематическое планирование по математике
3 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
Название темы раздела
Повторение
Умножение и деление чисел
Второй десяток
Сложение и вычитание
Повторение
Тематическое планирование по математике
4 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
Название темы раздела
Повторение
Письменные вычисления
Умножение и деление
Действия с числами и величинами
Повторение
Поурочное планирование по математике
2 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
Название темы и раздела
1
Повторение.Нумерация в пределах
10.
Числовой ряд в пределах 10.
2
3,4
5
Сравнение чисел в пределах 10.
Луч.
Состав чисел первого десятка (2).
Отрезок.
6
Состав чисел первого десятка (3).
7
Состав чисел первого десятка (4).
8
Состав чисел первого десятка (5).
9
Состав чисел первого десятка (6).
10
Состав чисел первого десятка (7).
11
Состав чисел первого десятка (8).
12
Состав чисел первого десятка (9).
13
Называние компонентов и
результата действия вычитания.
14
Сложение и вычитание с нулём.
15
Таблица сложения в пределах 10.
16
Меры стоимости.
17
Таблица сложения и вычитания в
пределах 10.
18
Сложение и вычитание как
взаимообратные действия.
19
Сложение и вычитание как
взаимообратные действия.
Измерение отрезков.
20
Содержание
Повторение – 22 часа
Счет в прямой и обратной последовательности,
проведение прямых. Счет предметов.
Присчитывание по 1. Построение прямых в различных
направлениях.
(Знак<; >; =) Присчитывание по 2. Понятие луч.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Решение примеров на сложение и вычитание. Понятие
отрезок. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в
пределах 20 в прямой и обратной последовательности.
Решение примеров на сложение и вычитание. Решение
простых задач на сложение.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак<; >; =) Построение
прямой через одну точку. Решение простых задач на
сложение. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>),
меньше (<), равно (=).
Построение прямой через одну точку. Решение простых
задач на сложение.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак<; >; =) Построение
прямой через 2 точки. Решение простых задач на
вычитание.
Построение отрезка (соединение 2 точек). Решение
простых задач на вычитание.
Сравнение чисел в пределах 10. (Знак<; >; =) Меры длины
1 см. Построение отрезка заданной длины. Величины и
единицы их измерения
Понятие угол. Построение угла с помощь чертежного
треугольника. Геометрические фигуры.Распознавание и
изображение геометрических фигур: угол, многоугольник.
Вычитание в пределах 10. Называние компонентов и
результата действия вычитания. Решение простых задач
на вычитание.
Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Названия компонентов и результатов сложения
и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.Число «нуль» как
слагаемое. Прямой угол. Построение угла с помощь
чертежного треугольника. Арифметические действия с
числами 0 и 1.
Меры стоимости. Понятие острый угол. Построение угла
с помощь чертежного треугольника. Числовое
выражение.Нахождение значения числового выражения.
Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения).
Задачи на нахождение остатка. Острый угол. Построение
угла с помощь чертежного треугольника. Таблица
сложения.
Переместительное свойство сложения. Понятие тупой
угол. Построение произвольного угла. Состав чисел из
десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без
перехода через десяток.
Связь сложения и вычитания. Понятие тупой угол.
Построение произвольного угла. Взаимосвязь
арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия.
Связь сложения и вычитания. Сложение, вычитание
неотрицательных целых чисел.
Меры длины 10 см =1 дм. Построение отрезков заданной
Часы
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
длины.
Единица времени – час. Обозначение: 1ч. Часы,
циферблат, стрелки, направление движения стрелок.
Величины и единицы их измерения.
Измерение времени по часам с
Измерение времени по часам с точностью до 1 часа.
точностью до 1 часа.
Половина часа.
Простые текстовые задачи – 19 часов
Простые текстовые задачи на
Построение луча. Решение текстовых задач
нахождение суммы.
арифметическим способом. Простые арифметические
задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Простые текстовые задачи на
Построение отрезка – 1 дм. Решение текстовых задач
нахождение остатка.
арифметическим способом. Простые арифметические
задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Сравнение предметных множеств
Понятие «столько же». Угол. Элементы угла: вершина,
и чисел.
стороны. Понятия «столько же», «больше (меньше) на
несколько единиц».
Понятие об увеличении числа на
Построение угла с помощью чертёжного треугольника.
несколько единиц.
Понятие об увеличении числа на
Построение угла с помощью чертёжного треугольника.
несколько единиц.
Решение задач на увеличение
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.
числа на несколько единиц.
Острый угол. Элементы угла: вершина, стороны.
Решение задач на увеличение
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.
числа на несколько единиц.
Прямой угол. Элементы угла: вершина, стороны. Угол.
Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой,
тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом.
Черчение прямого угла с помощью чертежного
треугольника.
Контрольная работа за четверть.
Проверка знаний по теме. Самостоятельно применять
изученные знания.
Работа над ошибками.
Анализ полученных результатов.
Повторение.
Решение примеров и задач.
Повторение.
Повторение. Числовой ряд от 1 до 10, счёт прямой и
обратный. Сравнение чисел.
Сравнение предметных множеств
Сравнение предметных множеств и чисел. Измерение
и чисел.
отрезков. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Уменьшение количества на
Построение прямого угла на нелинованной бумаге.
несколько единиц.
Уменьшение числа на несколько
Понятие «меньше на». Виды углов: тупой угол.
единиц.
Построение тупого угла на нелинованной бумаге с
помощью чертёжного треугольника.
Решение задач на уменьшение
Виды углов: острый угол. Построение острого угла на
числа на несколько единиц.
нелинованной бумаге с помощью чертёжного
треугольника.
Увеличение числа на несколько
Понятие «больше на». Решение примеров.
единиц.
Решение задач на увеличение
Построение прямых в разных направлениях. Решение
числа на несколько единиц.
задач на увеличение числа на несколько единиц.
Проверочная работа
Проверочная работа по теме: «Увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц». Построение отрезков разной
длины.
Работа над ошибками.
Анализ полученных результатов.
Сложение и вычитание – 37 часов
Десяток как новая счетная
Десяток как новая счетная единица. Преобразование 1
единица.
дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес. Построение отрезков
Преобразование
Преобразование 1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1 дес. Меры
стоимости: 1 десяток копеек - 1 гривенник.
Число 11, образование и запись.
Число 11, образование и запись.
Единица времени – час.
Построение квадрата по заданным
точкам
Число 11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Построение квадрата по заданным точкам (вершинам).
1
Число 11, его место в числовом ряду. Построение
1
47
Образование числа 12.
48
Образование числа 12.
49/50
Образование числа 13.
51
Образование числа 14.
52
Решение примеров на «+» и «-» в
пределах 14 без перехода через
разряд.
Образование числа 14.
53
54
55
Решение задач на нахождение
суммы и остатка.
Контрольная работа.
58
Работа над ошибками.
Образование числа 14.
Решение примеров на «+» и «-» в
пределах 14 без
перехода через разряд.
Образование числа 14
59
Повторение.
60
Число 0 как компонент сложения.
61
Образование числа 15.
62
Сравнение чисел в пределах 15.
63
Решение примеров на «+» и «-» в
пределах 15 без перехода через
разряд.
64
Образование числа 16.
65
Сравнение чисел в пределах 16.
66
Образование числа 17
67
Решение задач на увеличение
числа на несколько единиц.
68
Образование числа 18.
69
Сравнение чисел в пределах 18.
70
Решение примеров на «+» и «-» в
пределах 18 без перехода через
разряд.
56
57
квадрата.
Образование числа 12. Его состав, место в числовом ряду.
Построение прямоугольника по заданным вершинам.
Образование числа 12. Его состав, место в числовом ряду.
Построение квадрата, свойство сторон, углов.
Образование числа 13. Его состав, место в числовом ряду.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 13 без
перехода через разряд.
Образование числа 14. Его состав, место в числовом ряду,
Треугольник.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 14 без
перехода через разряд.
1
1
2
1
1
Образование числа 14. Его состав, место в числовом ряду.
Треугольник (вершины, углы, стороны).
Решение задач на нахождение суммы и остатка.
1
Проверка знаний по теме. Самостоятельно применять
изученные знания.
Образование числа 14. Его состав, место в числовом ряду.
Построение треугольника.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 14 без
перехода через разряд.
1
Образование числа 14, его состав, запись в числовом ряду.
Построение квадрата по заданным вершинам.
Повторение. Преобразование 1 дес. в 10 ед. и 10 ед. в 1
дес. Построение отрезков разной длины.
Число 0 как компонент сложения. Черчение прямого угла
с помощью чертёжного треугольника.
Образование числа 15. Его состав, место в числовом ряду.
Построение квадрата по заданным точкам (вершинам).
Сравнение чисел в пределах 15. Порядковый счёт в
пределах 15. Построение прямоугольника по заданным
вершинам. Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 15 без
перехода через разряд. Названия компонентов и
результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Решение задач на нахождение суммы. Треугольник
(вершины, углы, стороны).
Образование числа 16. Его состав, место в числовом ряду.
Решение задач на нахождение остатка. Построение
треугольника.
Сравнение чисел в пределах 16. Порядковый счёт в
пределах 16. Решение примеров на «+» и «-» в пределах
16 без перехода через разряд. Названия компонентов и
результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Образование числа 17. Его состав, место в числовом ряду.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 17 без
перехода через разряд.
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 17 без
перехода через разряд. Названия компонентов и
результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Образование числа 18. Его состав, место в числовом ряду.
Построение прямоугольника по заданным вершинам.
Сравнение чисел в пределах 18. Порядковый счёт в
пределах 18. Решение задач на уменьшение числа на
несколько единиц.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 18 без
перехода через разряд.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
Образование числа 19.
Образование числа 19. Его состав, место в числовом ряду.
Построение квадрата по заданным точкам (вершинам).
Сравнение чисел в пределах 19.
Сравнение чисел в пределах 19. Порядковый счёт в
пределах 9. Решение примеров на «+» и «-» в пределах 19
без перехода через разряд.
Решение задач на уменьшение
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.
числа на несколько единиц.
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц
Образование числа 20.
Образование числа 20. Его состав, место в числовом ряду.
Решение примеров на «+» и «-» в пределах 20 без
перехода через разряд.
Образование числа 20.
Образование числа 20. Его состав, место в числовом ряду.
Решение задач на нахождение остатка. Черчение прямого
угла с помощью чертёжного треугольника.
Сравнение чисел в пределах 20.
Сравнение чисел в пределах 20.Порядковый счёт в
пределах 20. Черчение острого угла с помощью
чертёжного треугольника.
Проверочная работа
Проверочная работа по теме нумерация и образование
чисел в пределах 20.
Работа над ошибками.
Анализ полученных результатов.
Сложение и вычитание двузначных чисел – 49 часов
Сложение и вычитание из
Сложение и вычитание из двузначного числа. Решение
двузначного числа.
задач на нахождение остатка.
Сложение десятка и однозначного
Сложение десятка и однозначного числа и
числа и соответствующие случаи
соответствующие случаи вычитания. Решение задач на
вычитания.
увеличение числа на несколько единиц.
1
Сложение и вычитание разрядных
единиц.
Сложение двузначного числа с
однозначным.
Вычитание двузначного числа из
двузначного.
Вычитание двузначного числа из
20.
Сложение двузначного числа с
однозначным, когда сумма = 20.
Сложение и вычитание разрядных единиц. Решение задач
на уменьшение числа на несколько единиц.
Сложение двузначного числа с однозначным. Действия с
нулём. Переместительное свойство сложения.
Вычитание двузначного числа из двузначного.
Построение отрезков.
Вычитание двузначного числа из 20. Решение задач.
1
Сложение двузначного числа с однозначным, когда сумма
= 20. Нахождение отрезков среди лучей и прямых.
Измерение их.
Вычитание однозначного числа из 20. Измерение сторон
геометрических фигур на чертеже.
Неделя - 7 суток. Дни недели. Величины и единицы их
измерения
Единицы времени (час). Определение времени по часам с
точностью до 1 часа.
Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Решение простых задач. Действия с нулём.
Арифметические действия с числами 0 и 1.
Решение простых задач. Построение отрезков больше
данного.
Решение простых задач. Углы. Сравнение с прямым
углом.
Проверка знаний по теме. Самостоятельно применять
изученные знания.
Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел.
Анализ полученных результатов.
Решение простых задач. Углы. Сравнение с прямым
углом.
Нумерация чисел второго десятка. Однозначные числа и
двузначные. Поместное значение цифр в числе.
Сравнение чисел в пределах 20. Расстояние. Измерение
отрезка. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Название компонента сложения. Соотношение 10 см = 1
дм. Величины и единицы их измерения длины сантиметр,
дециметр. Единица (мера) длины — дециметр.
1
87
Вычитание однозначного числа из
20.
Единицы времени (сутки).
88
Единицы времени (час).
89
90
Сравнение и уравнивание чисел.
Действия с нулём
91
Решение простых задач.
92
Решение простых задач.
93
Контрольная работа за 3 четверть.
94
Работа над ошибками.
95
Решение простых задач. Углы
96
Нумерация чисел второго десятка.
97
Сравнение чисел в пределах 20.
98
Сложение десятка и однозначного
числа.
86
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
99
100
101
102
103
104
105
106
107
Вычитание из двузначного числа
десятка и ли единиц.
Сложение двузначного числа с
однозначным.
Вычитание из двузначного числа
однозначного.
Решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц.
Решение задач на увеличение
числа на несколько
единиц.
Вычитание двузначного числа из
двузначного.
Сложение двузначного числа с
однозначным, когда сумма равна
20.
Вычитание однозначного числа из
двузначного (20).
Вычитание однозначного числа из
двузначного (20).
109
Вычитание двузначного числа из
двузначного (20).
Сравнение и уравнивание чисел.
110/
111
Решение задач на уменьшение
числа на несколько единиц.
112
Проверочная работа.
113
Работа над ошибками. Деление
предметных совокупностей на две
равные части (поровну).
114/
115
Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток
116/
117
118
Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через
десяток
Единицы времени (час).
119
Единицы времени (сутки).
120
Единицы времени - Половина часа
(полчаса).
108
Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см. Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении одной
мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть
меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Вычитание из двузначного числа десятка и ли единиц.
Названия компонентов действия вычитания.
Сложение двузначного числа с однозначным.
Переместительное свойство сложения.
Вычитание из двузначного числа однозначного.
Построение отрезков.
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.
Действия с нулём.
Простые арифметические задачи на увеличение
(уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые
арифметические задачи на увеличение (уменьшение)
чисел на несколько единиц. Составные арифметические
задачи в два действия.
Вычитание двузначного числа из двузначного.
Построение углов.
Сложение двузначного числа с однозначным, когда сумма
равна 20. Нахождение отрезков среди лучей и прямых.
Вычитание однозначного числа из двузначного (20).
Построение отрезков.
Вычитание однозначного числа из двузначного (20).
Построение прямоугольника. Четырехугольники:
прямоугольник, квадрат.
Вычитание двузначного числа из двузначного (20).
Построение квадрата.
Сравнение и уравнивание чисел. Действия с нулём.
Построение треугольника. Треугольник: вершины, углы,
стороны.
Простые арифметические задачи на увеличение
(уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные
арифметические задачи в два действия. Простые
арифметические задачи на нахождение неизвестного
слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на
(в)…», «меньше на (в)…».
Проверка знаний по теме. Самостоятельно применять
изученные знания.
Деление предметных совокупностей на две равные части
(поровну).
Свойства
углов,
сторон.
Черчение
прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в
клетку по заданным вершинам.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
путём разложения второго слагаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух
однозначных чисел с переходом через десяток.
Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с
переходом через десяток путём разложения вычитаемого
на два числа.
Единицы времени (час). Определение времени по часам с
точностью до 1 часа. Часы, циферблат, стрелки.
Измерение времени в часах, направление движения
стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение:
1 ч.
Единицы времени (сутки). Неделя - 7 суток. Дни недели.
Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Единицы времени - Половина часа (полчаса).
Определение времени по часам с точностью до 1 часа.
Измерение времени по часам с точностью до 1 ч.
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
121
Контрольная работа за год.
122
123/
124
125/
126
Работа над ошибками.
Сложение однозначных чисел с
переходом через десяток
Вычитание однозначных чисел из
двузначных с переходом через
десяток
Единицы времени (сутки).
127
128/
136.
Повторение
Половина часа (полчаса).
Проверка знаний по теме. Самостоятельно применять
изученные знания.
Анализ полученных результатов.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
путём разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с
переходом через десяток путём разложения вычитаемого
на два числа.
Единицы времени (сутки). Неделя - 7 суток. Дни недели.
Повторение – 9 часов
Геометрические фигуры.Распознавание и изображение
геометрических фигур: угол, многоугольник. Граница
многоугольника — замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для выполнения
построений.Измерение длины отрезка. Сложение и
вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур
(пересечение, точки пересечения). Геометрические формы
в окружающем мире.
1
1
2
2
1
9
Поурочное планирование по математике
3 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
урока
1/3
4
5/7
8
Название раздела, тема
урока
Нумерация чисел в
пределах 20.
Линии
Числа, полученные при
измерение величин
Пересечение линий
12
Сложение и вычитание
без перехода через
десяток.
Контроль и учёт знаний
13
Работа над ошибками.
14
Точка пересечения линий
9/11
15/18
19
20/23
24
Сложение с переходом
через десяток
Углы
Вычитание с переходом
через десяток
Четырёхугольники
Элементы содержания
Повторение – 32 часа
Нумерация чисел в пределах 20. Чтение и запись чисел в
пределах 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Использование чертежных инструментов для выполнения
построений. Геометрические фигуры.Измерение длины отрезка.
Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Величины и единицы их измерения.Единица времени (час,
сутки, неделя). Соотношения между единицами измерения
однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин. Величины и единицы их измерения.Единица времени
(час, сутки). Соотношения: 1 сут. = 24 ч.
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур.
Числовое выражение.Нахождение значения числового
выражения. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Геометрические формы в окружающем мире. Точка пересечения.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.
Пересечение линий.Взаимное положение на плоскости
геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Алгоритм сложения чисел в пределах 20 с переходом через
десяток. Способы сложения с переходом через десяток: __ +9,
__ +8, __ +7, __ +6,__+5. Решение примеров.
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур.
Алгоритм вычитания чисел в пределах 20 с переходом через
десяток. Способы вычитания с переходом через десяток: __ -9,
__ -8, __ -7, __ -6, __ -5 и т.д. Решение примеров.
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур. Использование чертежных инструментов
для выполнения построений.
Кол-во
часов
3
1
3
1
3
1
1
1
4
1
4
1
25/26
27
28
29
30/31
32
33/34
35
36/38
39/40
41
42/44
45
46/48
49/51
52/54
55/57
58/60
61
Сложение и вычитание с
переходом через разряд
Сложение и вычитание с переходом через разряд (все случаи).
Совершенствование вычислительных навыков. Решение
текстовых задач арифметическим способом.Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и разности
(остатка).
Скобки. Порядок действий Числовое выражение.Нахождение значения числового
в примерах со скобками
выражения. Скобки. Порядок действий.Решение примеров в два
действия.
Контроль и учёт знаний
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Работа над ошибками
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Меры времени – год,
Величины и единицы их измерения.Единица времени (год,
месяц.
месяц). Соотношения между единицами измерения однородных
величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Треугольники
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур. Использование чертежных инструментов
для выполнения построений.
Умножение и деление чисел – 31 час
Умножение чисел
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых,
замена его арифметическим действием умножения.Знак
умножения (×). Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий. Взаимосвязь арифметических
действий. Названия компонентов арифметических действий,
знаки действий.
Решение задач на
Решение текстовых задач арифметическим способом.Простые
сложение нескольких
арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
одинаковых чисел.
несколько единиц.
Умножение числа 2
Таблица умножения числа 2.Умножение неотрицательных целых
чисел. Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство умножения).
Деление на равные части.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей
на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных
совокупностей на равные части арифметическим действием
деления. Простые арифметические задачи на нахождение
произведения, частного (деление на равные части, деление по
содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в
несколько раз.
Знак деления.
Знак деления (:). Чтение действия деления.Название
компонентов и результата деления в речи учителя.
Деление на 2.
Таблица деления на 2. Деление неотрицательных целых чисел.
Многоугольники
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур.прямоугольник, квадрат. Использование
чертежных инструментов для выполнения построений.
Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
Умножение числа 3
Таблица умножения числа 3 в пределах 20. Умножение
неотрицательных целых чисел.
Деление на 3
Таблица деления на 3 равных части в пределах 20.Деление
неотрицательных целых чисел. Знание таблицы деления на 3.
Решение примеров на деление.
Умножение числа 4
Таблица умножения числа 4 в пределах 20. Умножение
неотрицательных целых чисел. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (переместительное
свойство умножения).
Деление на 4
Таблица деления на 4 равных части в пределах 20.Деление
неотрицательных целых чисел. Знание таблицы деления на 4.
Решение примеров на деление.
Умножение на 5 и 6
Таблица умножения чисел 5 и 6 в пределах 20. Умножение
неотрицательных целых чисел. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (переместительное
свойство умножения).
Последовательность
Последовательность месяцев в году. Соотношения между
месяцев в году
единицами измерения однородных величин.
2
1
1
1
2
1
2
1
3
2
1
3
1
3
3
3
3
3
1
62
Контроль и учёт знаний
63
Работа над ошибками
64/68
69/72
Второй десяток
Умножение и деление
чисел (все случаи)
73
Шар, круг, окружность
74/76
Круглые десятки
77
Меры стоимости
78/83
Числа 21 – 100
84
Контроль и учёт знаний
85
Работа над ошибками
86/87
Меры длины. Метр
88/89
Меры времени. Календарь
90/92
Сложение и вычитание
круглых десятков
93/96
102/
106
Сложение и вычитание
двузначных и
однозначных чисел
Центр, радиус окружности
и круга
Сложение и вычитание
двузначных чисел и
круглых десятков
Сложение и вычитание
двузначных чисел
107
Контроль и учёт знаний
97
98/
101
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Второй десяток – 26 часов
Нахождение произведения чисел в пределах 20.
Знание таблицы умножения и деления. Взаимосвязь таблиц
умножения и деления. Систематизация знаний учащихся о
таблице умножения и деления.
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение
геометрических фигур: окружность, круг. Использование
чертежных инструментов для выполнения построений. Циркуль.
Нумерация чисел в пределах 100.Чтение и запись чисел в
пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и
вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных
чисел из десятков и единиц.
Единица стоимости (рубль, копейка).Соотношения между
единицами измерения однородных величин. Соотношение: 1 р. =
100 к.Вычисление стоимости на основе зависимости между
ценой, количеством и стоимостью. Соотношения между
единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Задачи на расчет стоимости
(цена, количество, общая стоимость товара).
Нумерация чисел в пределах 100.Чтение и запись чисел в
пределах 100. Представление чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Разложение полных двузначных чисел на десятки и
единицы. Числовой ряд 1—100. Чтение и запись чисел в
пределах 100. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел.
Чтение и запись чисел в пределах 100. Числовой ряд 1—100,
отсчитывание и присчитывание равными группами по 2,3.4,5.
Увеличение и уменьшение чисел на несколько
десятков.Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе. Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара). Составные арифметические задачи,
решаемые в два действия.
Единица длины - метр. Обозначение: 1м. Соотношение 1м = 10
дм = 100 см. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…»,
«меньше на (в)…».
Величины и единицы их измерения.Единица времени (минута,
час, сутки, неделя, месяц, год). Порядок месяцев. Календарь.
Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч
25 мин и без 15 мин 11 ч).
Сложение и вычитание – 33 часов
Понятие круглые десятки. Сложение и вычитание круглых
десятков. Действия I и II ступени.Решение примеров со скобками
на умножение, деление, сложение, вычитание. Определение
ступени действия.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через
разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8;
61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).
Геометрические фигуры. Радиус круга. Центр круга. Построение
окружности с помощью циркуля. Куб, шар.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через
разряд (60 + 7 и соответствующие случаи вычитания).
1
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через
разряд. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
5
1
5
4
1
3
1
6
1
1
2
2
3
4
1
4
1
108/
109
Работа над ошибками.
Числа, полученные при
измерении величин двумя
мерами
110/
113
Получение в сумме
круглых десятков и числа
100
Вычитание числа из
круглых десятков и из
числа 100
Контроль и учёт знаний
114/
118
119
120/
122
Работа над ошибками.
Меры времени – сутки,
минута
123/
126
Умножение и деление
чисел
127/
129
130/
131
132
Деление по содержанию
133
Работа над ошибками
134/136
Порядок действий в
примерах
Контроль и учёт знаний
Повторение
навыков самостоятельной работы.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя
мерами (метры с сантиметрами).Способ получения чисел при
счете и при измерении одной, двумя мерами. Способ получения
чисел при счете и при измерении одной, двумя мерами. Единица
массы (килограмм). Единица ёмкости (литр).
Способ получения сотни и круглого десятка сложением
двузначного числа с однозначным.
Вычитание числа из круглых десятков и из числа 100. Задачи на
расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара).
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе. Величины и единицы их измерения
Повторение – 14 часов
Умножение и деление неотрицательных целых чисел.
Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство умножения).
Деление по содержанию. Решение задач на деление по
содержанию.
Числовое выражение.Нахождение значения числового
выражения. Скобки. Решение примеров в два действия.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в контрольной
работе.
Повторение пройденного материала.
2
4
5
1
3
4
3
2
1
1
3
Поурочное планирование по математике
4 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
урока
1
2
3, 4
Название раздела,
тема урока
Повторение. Устная нумерация.
Таблица разрядов (сотни, десятки,
единицы).
Сложение и вычитание в пределах
20
5
Меры стоимости
6
Меры длины
7
Решение примеров
8
Миллиметр
9
Проверка сложения
вычитанием.Углы.
10
Умножение 2-х и деление на 2.
11
Умножение чисел 3, 4, 5 и деление
на 3, 4, 5.
Элементы содержания
Повторение – 18 часов
Счёт десятками до 100. Чтение и запись чисел.
Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы).
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода
через разряд. Арифметические действия с числами 0 и
1.
Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношение 1р.=
100к. Сравнение и упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр. Построение
отрезков. Измерение длины отрезка. Сложение и
вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и
вычисление ее длины.
Решение примеров в пределах 100 без перехода через
разряд.
Соотношение:1см = 10мм. Величины и единицы их
измерения. Единица длины (миллиметр, сантиметр,
дециметр, метр). Соотношения между единицами
измерения однородных величин.
Сложение, вычитание, умножение и деление
неотрицательных целых чисел.Названия компонентов
арифметических действий, знаки действий.
Умножение 2-х и деление на 2. Взаимосвязь деления и
умножения.
Умножение чисел 3, 4, 5 и деление на 3, 4, 5.
Часы
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Порядок выполнения действий I и II
ступени в сложных примерах.
Порядок выполнения действий I и II ступени в
сложных примерах. Порядок действий в примерах без
скобок.
Меры массы
Меры массы: килограмм, центнер. Соотношение
между единицами массы 1ц= 100 кг. Решение задач с
мерами массы. Сравнение и упорядочение однородных
величин.
Решение задач с мерами массы
Решение задач с мерами массы.
Сложение в пределах 100
Сложение в пределах 100 без перехода через разряд.
(24+6, 24+16).
Вычитание в пределах 100
Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
(40-12, 30-12, 100-4).
Контрольная работа
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Работа над ошибками. Углы.
Пространственные отношения. Взаимное
Окружность.
расположение предметов в пространстве и на
плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—
снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Письменные вычисления – 10 часов
Сложение с переходом через разряд. Решение примеров вида: 9+4; 59+4.
Вычисление стоимости
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Многоугольник. Классификация
Присчитывание и отсчитывание по 6.
углов.
Письменное сложение двузначных
Письменное сложение двузначных чисел с переходом
чисел
через разряд (37+45). Алгоритмы письменного
сложения. Способы проверки правильности
вычислений.
Вычитание с переходом через разряд Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Способы проверки правильности вычислений.
Письменный приём вычитания вида
Решение составных задач. Сложение, вычитание,
75-28
умножение и деление неотрицательных целых
чисел.Названия компонентов арифметических
действий, знаки действий.
Составление и решение составных
Составление и решение составных задач по краткой
задач
записи. Присчитывание и отсчитывание по 4. Решение
текстовых задач арифметическим способом. Простые
арифметические задачи на нахождение суммы и
разности (остатка). Простые арифметические задачи на
увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц.
Свойства сторон прямоугольника
Взаимное положение на плоскости геометрических
фигур (пересечение, точки пересечения).
Взаимосвязь действий сложения и
Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение
вычитания
неизвестного компонента арифметического действия.
Использование свойств арифметических действий в
вычислениях (переместительное свойство сложения).
Контрольная работа
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Умножение и деление – 62 часа
Работа над ошибками.
Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2.
Умножение и деление числа 2
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе.
Умножение числа 3
Таблица умножения числа 3.
Порядок действий в примерах
Порядок действий в примерах без скобок.
Построение квадрата и прямоугольника.
Деление на 3 равные части
Таблица деления на 3.
Взаимосвязь умножения и деления
Взаимосвязь умножения и деления числа 3.
числа 3
Умножение числа 4
Таблица умножения числа 4.
Переместительное свойство
Использование данного свойства при решение
умножения
выражений.
Прямая, кривая, ломаная, луч
Ломаные линии.
Деление на 4 равные части
Деление на 4 равные части.
Взаимосвязь умножения и деления
Взаимосвязь умножения и деления числа 4.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
числа 4
Порядок выполнения действий
40
Решение задач
41
Окружность. Дуга
42
Контрольная работа
43
44
45
Работа над ошибками.
Решение задач на умножение и
деление на 2,3,4
Умножение числа 5.
Составные задачи
46
Составление и решение задач
47
48
50
Деление на 5 равных частей
Решение задач деления на 5 равных
частей и по 5.
Взаимосвязь умножения и деления
числа 5
Решение задач
51
52
Граница многоугольника
Умножение числа 6
53
54
Деление на 6 равных частей
Взаимосвязь умножения и деления
числа 6
Контрольная работа
49
55
56
Работа над ошибками. Решение
простых задач
57
Сравнение простых задач
58
Измерение отрезков ломаной
59
Вычисление цены Ц=С:К
60
61
Умножение числа 7
Составные задачи
62
Сравнение выражений
63
Контрольная работа
Порядок выполнения действий в примерах без скобок
и со скобками.
Решение задач деления на 4 равные части и по 4.
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Простые арифметические задачи на нахождение
суммы и разности (остатка). Простые арифметические
задачи на увеличение (уменьшение) чисел на
несколько единиц.
Замкнутые и незамкнутые кривые. Взаимное
положение на плоскости геометрических фигур
(пересечение, точки пересечения).
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе.
1
Таблица умножения числа 5.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими
действиями. Задачи, содержащие отношения «больше
на (в)…», «меньше на (в)…».
Составление и решение задач на зависимость между
величинами: ценой, количеством, стоимостью.
Таблица деления на 5.
Решение задач деления на 5 равных частей и по 5.
1
1
Взаимосвязь умножения и деления числа 5.
1
Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…»,
«меньше на (в)…».
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
Таблица умножения числа 6. Самостоятельная работа
по теме «Умножение и деление».
Таблица деления на 6.
Взаимосвязь умножения и деления числа 6.
1
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе. Решение простых задач на
увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение
числа в несколько раз с простыми задачами на
увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Построение отрезка, равного длине ломаной.
Геометрические фигуры.Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая),
ломаная. Замкнутые и незамкнутые кривые:
окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая,
незамкнутая. Использование чертежных инструментов
для выполнения построений.
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара).
Таблица умножения числа 7.
Составные арифметические задачи, решаемые в два
действия.
Построение многоугольника и вычисление длины
ломаной многоугольника (повторение). Сравнение и
упорядочение чисел, знаки сравнения.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64
65
66
67
68
69
Работа над ошибками. Деление на 7
равных частей
Взаимосвязь умножения и деления
числа 7
Составные задачи
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе. Таблица деления на 7.
Взаимосвязь умножения и деления числа 7.
1
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими
действиями. Задачи, содержащие отношения «больше
на (в)…», «меньше на (в)…».
Измерение отрезка в см и мм.
Выполнение решения примеров с неизвестными
компонентами
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара).
Таблица умножения числа 8.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими
действиями. Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара).
Числовое выражение. Скобки. Порядок действий.
Нахождение значения числового выражения.
Таблица деления числа 8.
Взаимосвязь умножения и деления числа 8.
1
Таблица умножения числа 9.
Сравнение выражений. Составные арифметические
задачи, решаемые в два действия.
Деление на 9 равных частей
Таблица деления на 9.
Порядок действий в примерах без
Решение составных задач. Числовое выражение.
скобок
Скобки. Порядок действий. Нахождение значения
числового выражения.
Взаимное положение прямых,
Взаимное положение прямых, отрезков.
отрезков
Использование чертежных инструментов для
выполнения построений.
Контрольная работа
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Работа над ошибками. Увеличение и Анализ и исправление ошибок, допущенных в
уменьшение длины отрезков
контрольной работе. Увеличение и уменьшение длины
заданных отрезков на несколько единиц.
Умножение единицы и на единицу
Выполнение умножения единицы и на единицу.
Деление на единицу
Выполнение деления на единицу.
Взаимное положение окружности,
Пространственные отношения. Взаимное
прямой, отрезка
расположение предметов в пространстве и на
плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—
снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Умножение нуля и на нуль
Правила умножения нуля и на нуль.
Деление нуля
Правила деления нуля.
Составление и решение задач
Составление и решение задач на нахождение цены,
количества, стоимости
Многоугольник. Прямая. Отрезок
Взаимное положение многоугольника, прямой линии,
отрезка
Умножение числа 10 и на 10
Выполнение умножения числа 10 и на 10.
Деление чисел на 10
Выполнение деления чисел на 10.
Действия с числами и величинами – 36 часов
Меры времени
Проверочная работа по теме «Табличное умножение и
деление». Сравнение и упорядочение однородных
величин.
Решение задач с мерами времени
Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…»,
«меньше на (в)…».
Действия с величинами стоимости
Выполнение действий с числами, полученными при
измерении стоимости.
Действия с величинами длины
Выполнение действий с числами, полученными при
измерении длины. Числа, полученные при измерении
длины (м, дм, см, мм)
Построение отрезков заданной
Решение задач с мерами длины. .Геометрические
1
1
Прямая линия. Отрезок.
Решение примеров с неизвестными
компонентами
Вычисление количества
К=С:Ц
70
71
Умножение числа 8
Решение задач
72
Порядок действий в примерах без
скобок
Деление на 8 равных частей
Взаимосвязь умножения и деления
числа 8
Умножение числа 9
Решение составных задач
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
длины
96
Мера времени секунда
97
Действия с единицами времени
98
Взаимное положение
геометрических фигур
99
Решение задач по краткой записи
100
Порядок действий в примерах
101
Контрольная работа
102
Работа над ошибками.
Решение задач
103
Сложение чисел в пределах 100
104
Вычитание чисел в пределах 100
105
Сложение и вычитание чисел в
пределах 100
106
Умножение и деление
107
108
Увеличение и уменьшение чисел в
несколько раз
Составление и решение примеров
109
Деление с остатком
110
Решение примеров и задач
111
Треугольник
112
Длина, стоимость, время
113
Определение времени по часам
114
Четные и нечетные числа
115
Решение составных задач
116
Порядок выполнения действий
117
Прямоугольник и квадрат
118
Равенство боковых сторон квадрата.
119
Решение составных задач
120
Зависимость между стоимостью,
фигуры.Распознавание и изображение геометрических
фигур: отрезок, Использование чертежных
инструментов для выполнения построений.
1 мин = 60 с. Выполнение действий с числами,
полученными при измерении времени.
Выполнение действий с числами, полученными при
измерении времени.
Взаимное положение на плоскости геометрических
фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире.
Распознавание и называние: куб, шар.
Составление и решение составных задач по краткой
записи. Задачи, содержащие отношения «больше на
(в)…», «меньше на (в)…».
Порядок выполнения действий в примерах без скобок
и со скобками.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе. Составные задачи, решаемые
двумя арифметическими действиями.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Способы проверки правильности вычислений.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания.
Способы проверки правильности вычислений.
Алгоритмы письменного сложения, вычитания,
умножения и деления. Способы проверки
правильности вычислений.
Алгоритмы письменного умножения и деления.
Способы проверки правильности вычислений.
Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз
Составление и решение примеров на нахождение
суммы и остатка.
Проверка деления с остатком умножением и
сложением.
Решение примеров и задач, содержащих действия
деления с остатком.
Построение треугольника. Названия сторон
треугольника. Геометрические фигуры.Распознавание
и изображение геометрических фигур: треугольник.
Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия.
Использование чертежных инструментов для
выполнения построений.
Действия с числами, полученными при измерении
длины, стоимости, времени.
Определение времени по часам с точностью до 1 мин
разными способами. Решение задач с мерами времени
Четные и нечетные числа. Сравнение и упорядочение
чисел, знаки сравнения.
Решение составных задач, требующих выполнения 2-3
арифметических действий.
Порядок выполнения действий I и II ступени в
примерах без скобок и со скобками.
Построение прямоугольника и квадрата с помощью
чертежного угольника. Геометрические формы в
окружающем мире. Распознавание и называние: куб,
шар.
Равенство боковых сторон, верхних и нижних
оснований прямоугольника (квадрата).
Решение составных задач, требующих выполнения 2-3
арифметических действий.
Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ценой, количеством
121
122
123
124
125
126
127
128
129136
Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара).
Составление и решение примеров
Составление и решение примеров на увеличение,
уменьшение на несколько единиц и увеличение,
уменьшение в несколько раз.
Решение составных задач
Составление и решение задач на деление на равные
части по содержанию.
Все действия в пределах 100
Проверочная работа по теме «Все действия в пределах
100».
Подготовка к контрольной работе
Закрепление изученного материала. Вычислительные
навыки.
Итоговая контрольная работа
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся;
развитие навыков самостоятельной работы.
Работа над ошибками.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в
контрольной работе.
Повторение –10 часов
Повторение по теме «Меры длины,
Сравнение и упорядочение однородных величин.
веса, времени»
Повторение по теме «Решение
Составные арифметические задачи, решаемые в два
составных задач».
действия. Задачи, содержащие отношения «больше на
(в)…», «меньше на (в)…».
Повторение по теме «Умножение и
Алгоритмы письменного умножения и деления.
деление».
Способы проверки правильности вычислений.
1
1
1
1
1
1
1
1
8