РП Мир природы и человека ОВЗ УО 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы

Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов

с. Трошково, 2022

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» для 1 -4 классов разработана и составлена на
основе Федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки Россииот 19.12.2014 г. № 1599,
зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Матвеевой Н.Б. («Просвещение).
Цели:
 формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
 развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в
конкретных природных и климатических условиях.
На изучение данного курса во 1 - 4 классах выделяется по 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч: в 1
классе - 66 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 68 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных
объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать
о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;
адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач в объеме программы.

Содержание
Сезонные изменения
Временные изменения.День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по
результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и
выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года:Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека)Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок
месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы.
Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности
описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры);
осадки (снег – дождь, иней, град);ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце
(яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),состояние водоемов (ручьи,
лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев,
плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения.
Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород.Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года.Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых
занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных
заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние
объектов неживой природы.Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в
природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе
двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид,
место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения
дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.
Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид.
Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние.Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем
кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и
уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие.Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.Внешнее строение:
названия частей тела.Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой
(подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины
и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и
уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных
ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период
гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на
картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка
зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в
жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).Гигиена органов чувств.
Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и
отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания
(полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна,
работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка:
гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.),
книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения.
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро,
маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.
Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент
России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах.
Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение
появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа
и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим,
соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда
и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное
описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании
медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами.
Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ
и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике),
электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование
Мир природы и человека
2 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5

Итого:

Количество
часов
10
38
11
6
3
68

Итого:

Количество
часов
20
6
29
11
2
68

Итого:

Количество
часов
55
6
5
2
68

Название темы раздела
Неживая природа
Живая природа
Человек
Лето
Повторение

Тематическое планирование
Мир природы и человека
3 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5

Название темы раздела
Сезонные изменения в природе
Неживая природа
Живая природа
Человек
Повторение

Тематическое планирование
Мир природы и человека
4 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4

Название темы раздела
Живая и неживая природа
Человек – часть природы
Сезонные изменения в природе
Повторение

Поурочное планирование
Мир природы и человека 2 класс
68 часов в год: 2 часа в неделю
№
п/п

Название темы и
раздела

1

Сутки. Долгота дня
летом.
Долгота дня летом и
зимой.
Экскурсия по школе

2,3
4

5,6

Вода. Свойства
воды.

7,8

Вода в природе.
Атмосферные
осадки

9,10

Времена года.
Экскурсия.

11,12

Изменения в
природе осенью

13
14,15

Занятия людей
осенью
Растения и
животные осенью.

19,20

Комнатные
растения.
Растения, части
растений.
Жизнь растений.

21

Огород. Овощи.

22

Сад. Фрукты.

16,17
18

23,24

Уход за растениями
сада и огорода.

Содержание
Неживая природа – 10 часов
Названия времен года, части суток. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время
суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
Названия времени года, части суток. Дни недели, порядок следования,
рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Экскурсии по школе, по школьному двору. Классы и кабинеты в школе,
библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья,
кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр. Как и на
каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы
по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Неживая природа. Вода. Простейшие свойства воды, ее значение для
жизни растений, животных, человека. Практическое занятие.
Наблюдение за опытами с водой.
Вода горячая и холодная. Температура воды. Значение воды. Правильно
называть изученные объекты, явления. Неживая природа: облака.
Узнавание и называние объектов неживой природы.Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид,
Наблюдение за состоянием природы (холод, небо, земля). Знать об
изменениях в неживой природе и
жизни растений, животных, человека осенью, названия осенних месяцев.
Времена года:Осень. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека)Месяцы осенние. Осень ― начальная осень, середина сезона,
поздняя осень. Сбор листьев, плодов и семян.
Живая природа – 38 часов
Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Ежедневные
наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на
природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон).
Ведение календаря природы.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы:
похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов,
отлет птиц.
Занятия людей осенью. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности
детей в семье.
Причина сезонных изменений в жизни живой природы. Береза, клен или
другие деревья ближайшего окружения. Жук, бабочка. Узнавание и
называние. Различение по внешнему виду. Ознакомление с названиями
растений и животных. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие
животные в разное время года.
Уход за комнатными растениями. Уметь различать 3- 4 комнатных
растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
Знать растения сада и огорода, их отличия, значение воды, тепла, света в
жизни растений
Виды растений. Различие распространенных овощей и фруктов. Где они
растут, как используются человеком. Осенние растения.
Овощи в питании человека. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах.
Употребление в пищу. Выращивание лука. Сравнение двух предметов,
нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация
предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие
в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Фрукты в питании человека. Лимон, апельсин (или другие местные).
Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Овощи и фрукты.
Сравнение.
Сад, огород. Обогащение и уточнение словаря. Название предметов,
характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Растения

Часы

1
2
1

2

2

2

2

1
2

2
1
2
1

1

2

25,26

Перелётные птицы

27,28

Времена года. Зима.

29,30

Растения и
животные зимой

31,32

Занятия
людей зимой

33,34,
35

Разнообразие
животных.

36

Кошка и рысь.

37
38

Породы кошек
Собака и волк.

39
40,41

Породы собак
Охрана природы

42,43

Времена года.
Весна. Экскурсия

44,45

Растения и
животные весной

46,47,
48

Комнатные
растения

культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение
для жизни человека. Употребление в пищу.
Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут,
чем питаются. Какую пользу приносят человеку. Сбор семян для
подкормки птиц.
Знать названия времен года, части суток. Погода (ясно, пасмурно, дождь,
снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и
животных в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз. Времена
года:Зима. Основные признаки каждого времени года (изменения в
неживой природе, жизни растений, животных и человека)Месяцы,
зимние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Зима ―
начало, середина, конец зимы.
Причина сезонных изменений в жизни живой природы.
Названия.Внешнее строение: названия частей тела.Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой
(подкормка, изготовление кормушек).
Знать об изменениях в неживой природе и жизни человека зимой;
названия зимних месяцев. Одежда людей в разное время года.Одевание
на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Разнообразие животного мира: диких и домашних животных. Кролик.
Основные части тела, питание, способ передвижения. Заяц. Основные
части тела, питание, способ передвижения. Домашние и дикие
животные. Сравнение. Наблюдения за поведением домашних животных.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Уметь различать домашних и диких животных, описывать их повадки,
образ жизни. Ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой.
Знакомство с некоторыми породами кошек. Правила ухода за кошками.
Уметь различать домашних и диких животных, описывать их повадки,
образ жизни. Домашние и дикие животные. Сравнение.
Знакомство с некоторыми породами собак. Правила ухода за собаками.
Отвечать на вопросы, рассматривать иллюстрации в учебнике. Просмотр
фильма. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их
люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и
уход за животным. Наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением. Правила
поведения человека при контакте с домашним животным. Правила
поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Причина сезонных изменений в жизни живой природы. Погода (ясно,
пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе,
жизни растений и животных в весенние месяцы: потепление, сосульки,
таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение
фруктовых деревьев. Экскурсии в парк или лес для ознакомления с
изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и
насекомых. Времена года:. Весна. Основные признаки каждого времени
года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и
человека)Месяцы весенние. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя
весна. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Причина сезонных изменений в жизни живой природы. Медуница, матьи-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему
виду. Раннецветущие растения. Помощь птицам весной в период
гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности
птиц на природе). Сбор веток в период гнездования,
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход. Первичные представление о способах размножения.
Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение
растений в природе. Охрана, использование человеком.
Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и

2

2

2

2

3

1

1
1
1
2

2

2

3

49,50,
51

Гигиена тела
человека.

52,53
54,55

Органы
пищеварения
Питание человека

56,57

Продукты питания

58,59

Профилактика
отравлений

60,61

Времена года. Лето

62,63
64

Растения и
животные летом
Экскурсия на улицу

65

Обобщение

66/68

Повторение

называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев,
полив). Экскурсии к цветочной клумбе. Практические работы за
комнатными растениями, по посадке лука в ящики.
Человек – 11 часов
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Выполнение элементарныхгигиенических правил. Пальто, платье,
рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома.
Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка,
вытряхивание, проветривание, хранение). Части тела человека. Волосы,
кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей
(умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и
ногах); мытье рук и ног. Практические работы по уходу за одеждой и
обувью. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос
(мытье, расчесывание, обстригание). Органы чувств человека (глаза, нос,
язык). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг,
получение новых впечатлений).Гигиена органов чувств. Бережное
отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха.
Отвечать на вопросы, рассматривать иллюстрации в учебнике.
Человек. Роль питания в жизни человека, гигиенических. Гигиенические
правила.
Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных
признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов
обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на
вопросы.
Профилактика отравлений. Простейшие действия при получении
травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание
ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Лето – 6 часов
Изменения в неживой природе. Времена года: Лето. Основные признаки
каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека)Месяцы летние. Порядок месяцев в сезоне; в году,
начиная с января.
Изменения в неживой природе и жизни растений, животных, человека
летом. Летние растения.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения
ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару,
переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного
поведения в общественном транспорте.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).Изменения, происходящие в природе в разное время года, с
постепенным нарастанием подробности описания качественных
изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз,осадки
(снег – дождь, иней, град);ветер (холодный – теплый); солнце (яркое –
тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи,
гроза),состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна,
работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия
спортом . Правила поведение в лесу, на воде, в грозу.
Повторение – 3 часа

3

2
2
2

2

2

2
1

1

3
Поурочное планирование
Мир природы и человека 3 класс
68 часов в год: 2 часа в неделю

№

Название

Элементы содержания

Кол-

урока

раздела, тема
урока

1

Осень.

2
3

5

Растения осенью
Животные
осенью
Занятия людей
осенью
Зима.

6
7

Растения зимой
Животные зимой

8
9

Занятия людей
зимой
Весна.

10
11

Растения весной
Животные весной

12
13

Занятия людей
весной
Лето.

14
15

Растения летом
Животные летом

16

Занятия людей
летом
Солнце в разные
времена года
Восход и закат
солнца
Календарь
Обобщение по
разделу

4

17
18
19
20

21
22
23

Воздух.
Значение воздуха
Термометр.

24

Ветер.

25

Направление
ветра
Как люди
используют ветер

26

во
часов
Сезонные изменения в природе – 20 часов
Временные изменения.Сезонные изменения в природе. Осень ―
начальная осень, середина сезона, поздняя осень.
Жизнь растений в разные сезоны года. Растения осенью.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Занятия
людей осенью.
Временные изменения.Сезонные изменения в природе. Зима ― начало,
середина, конец зимы. Смена времен года.
Жизнь растений в разные сезоны года. Растения зимой.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Занятия
людей зимой.
Временные изменения. Сезонные изменения в природе. Весна ― ранняя,
середина весны, поздняя весна.
Жизнь растений в разные сезоны года. Растения весной.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Занятия
людей весной.
Временные изменения.Сезонные изменения в природе. Преемственность
сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой
природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Жизнь растений в разные сезоны года. Растения летом.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Животные летом.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Занятия
людей летом.
Солнце. Значение солнечного тепла и света. Солнце и изменения в
неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Восход и закат солнца.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого
времени года (изменения жизни растений, животных и человека). Месяцы
осенние, зимние, весенние, летние. Основные признаки каждого времени
года (изменения в неживой природе). Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе,
жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Неживая природа – 6 часов
Воздух.
Значение воздуха.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры
температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); солнце (яркое – тусклое,
большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза),
состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная
вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений: ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений).
Направление ветра.

1
1

Узнавание и называние объектов неживой природы.Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний
вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при
наблюдении ребенком), место в природе, значение.
Живая природа – 29 часов

1

1
1
1

1

1

28

Сравнение
растений
Части растений

29

Растения сада.

30

Фруктовые
деревья.

31

33
34/35
36

Ягодные
кустарники.
Сезонные работы
в саду
Обобщение
Лес. Деревья леса.
Плоды и семена.

37
38/39

Лесные ягоды.
Грибы

40

Лекарственные
травы

41

Растения,
опасные для
человека
Повторение по
разделу

27

32

42

43/44

Дикие животные.

45

Дикие обитатели
леса

46

Домашние
животные
Сравнение
домашних и
диких животных.
Уход за
домашними
животными.

47

48

49/50
51
52
53
54

Птицы.
Птицы
перелетные.
Зимующие
птицы.
Хищные птицы:
ястреб, коршун
Певчие птицы:
соловей,

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Части растений. Увядание и появление растений. Корень, стебель, лист,
цветок, плод и семена.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква.
Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Ознакомление с названиями растений. Внешний вид,
распознавание.Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники.
Травянистые растения.
Внешний вид, распознавание. Ягоды.

1

Сезонные работы в саду. Труд людей.

1

Раннецветущие, летние и осенние растения. Сад, огород.
Ознакомление с названиями растений. Поле, лес в разное время года.
Сбор листьев, плодов и семян. Первичные представление о способах
размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли.
Ознакомление с названиями растений.
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.
Ознакомление с названиями растений. Охрана природы: наблюдения за
жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход
за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили
сбора урожая грибов и лесных ягод.
Растения, опасные для человека.Правила поведение в лесу, на воде, в
грозу.

1
2
1

Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде.
Животные дикие.Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые.
Названия.Внешнее строение: названия частей тела.Место обитания,
питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой
(подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор
веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

1

Ознакомление с названиями животных. Дикие обитатели леса: кабан,
лось, заяц. Звери. Птицы. Названия. Правила поведения человека с
диким животным в зоопарке, в природе.
Ознакомление с названиями животных. Животные домашние.Домашние
животные: свинья, корова, кролик.
Сходства и различия: кабан-свинья, заяц - кролик. Домашние и дикие
животные в разное время года. Внешнее строение: части тела.

1

Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди.
Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за
животным. Скотный двор, птичник, ферма. Правила поведения человека
при контакте с домашним животным.
Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Птицы
перелетные.
Ознакомление с названиями животных. Зимующие птицы.

1

Ознакомление с названиями животных. Хищные птицы: ястреб, коршун.

1

Строение гнезд. Забота о потомстве. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

1

1
1

1

1

1
2

1

1

2

1
1

2
1
1

55

жаворонок.
Обобщение по
разделу

56

Дыхание
человека.

57

Температура тела
человека.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Сердце. Кровь.
Пульс.

58

59

60

Окружающая
среда и здоровье
человека.

61

Питание
человека.
Приготовление и
хранение пищи.
Профилактика
пищевых
отравлений.
Повторение по
разделу

62
63

64/65

66

67/68

Контроль и учёт
знаний

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Раннецветущие, летние и осенние растения.
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и
лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек – 11 часов
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник,
молодой человек, взрослый, пожилой). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений).
Градусник и его назначение. Гигиена органов чувств.

1

Одежда людей в разное время года.Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия). Игры детей в разные сезоны года.
Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств,
соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с
внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.). Гигиена
кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена
полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).
Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

1

Приготовление и хранение пищи.

1

Профилактика пищевых отравлений.

1

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза,
нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна,
работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия
спортом.

2

Повторение

1

1

1

1

1

1

2
Поурочное планирование
Мир природы и человека 4 класс
68 часов в год: 2 часа в неделю

№
урока

1

2–3
4–5

Название
раздела, тема
урока
Времена года:
лето

Начало осени.
Сбор урожая
Овощи, фрукты,
ягоды, грибы

Элементы
содержания
Живая и неживая природа –55 часов
Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Детские игры в
разные времена года.Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки
каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений,
животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние.
Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Улица, на
которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы.
Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний
адрес.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Сезонная
работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года.Сравнение по окраске, форме,
вкусу.Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду

Часы

1

2
2

6–7

8–9
10 – 11

Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия
Полевые
растения и их
использование
Город. Поведение
в городе

12 – 13

Село, деревня

14 – 15

Правила
дорожного
движения

16 – 17

Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия
Деревья,
кустарники,
травы
Разнообразие
животных в
природе
Жизнь и быт
школьника

18 – 19
20 – 21
22 – 23

24 – 25

Погода и природа
зимой

26 – 27

Охрана здоровья
и отдых зимой

и на огороде. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название.
Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение
для жизни человека. Употребление в пищу.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за
сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для
проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по
месяцам.
Поле, лес в разное время года. Значение растений в природе. Охрана,
использование человеком. Ознакомление с названиями растений и
животных. Раннецветущие, летние и осенние растения.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила ТБ поведения в
городе и в общественном транспорте. Транспорт. Назначение. Называние
отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро,
маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской
пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и
аэропорты. Правила поведения.
Жизнь в деревне и её обитатели Правила поведение в лесу, на воде, в
грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами.
Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния
больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом
месте. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица.
Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность.
Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия –
многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение
нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.
Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет
светофора, в местах, где есть указатель «переход». Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора,
пешеходный переход, правила нахождения ребенка на
улице(сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы
по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном транспорте.
Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.

2

2

2

2

2

2

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева:
корень, ствол, ветви, листья.

2

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года.Ознакомление с названиями растений и животных.

2

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая,
скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и
домашний адрес. Телефоны первой помощи. Звонок по телефону
экстренных служб.
Одежда людей в разное время года.Одевание на прогулку. Учет времени
года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные
занятия). Игры детей в разные сезоны года. Предупреждение
простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд:
закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных
заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время
простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная
посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача,
постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в
больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за

2

2

2

28 – 29

30 – 31
32 – 33

Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия
Растения зимой –
хвойные
Домашние
животные зимой

34 – 35

Дикие животные
зимой

36 – 37

Труд людей
зимой: профессии

38 – 39

Режим
школьника

40 – 41

Домашние птицы

42 – 43

Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия

44 – 45

Зимующие и
перелетные
птицы
Весна

46 – 47

48 – 49
50 – 51

Вредные и
полезные
насекомые
Рыбы

52 – 53

Земноводные

54 – 55

Все мы – звенья
одной цепи

56 – 57

Человек – часть
природы

помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к
травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании
медицинской помощи.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и
летом.

2

Деревья. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные
представление о способах размножения.
Домашние животные в разное время года. Правила поведения человека
при контакте с домашним животным. Звери. Птицы. Названия. Внешнее
строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные,
чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Дикие животные в разное время года. . Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия
частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в
период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и
уединенности птиц на природе).
Труд людей в сельской местности и городе в разное время
года.Основные профессии людей, работающих в учреждении. Магазины
(«овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая
техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта.
Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Правила
поведения в магазине.
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи,
фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна,
работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия
спортом .
Домашние птицы. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем
кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное),
забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным
нарастанием подробности описания качественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры
температуры); осадки (снег – дождь, иней, град);ветер (холодный –
теплый, направление и сила, на основе наблюдений);солнце (яркое –
тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи,
гроза),состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Птицы.Названия.Внешнее строение: названия частей тела.Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

2

Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны,
поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света.
Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в
неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Насекомые. Названия.Внешнее строение: названия частей тела.Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

2

Рыбы. Названия.Внешнее строение: названия частей тела.Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Змеи. Лягушка. Названия.Внешнее строение: названия частей
тела.Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.

2

Человек – часть природы – 6 часов
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки,

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

58 – 59

Как я познаю
окружающий мир

60 - 61

Здоровье
человека

62 – 63

Сезонные
изменения в
природе.
Экскурсия

64 – 65

Май – конец
весны

66
67/68

Контроль и учёт
знаний
Повторение

учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии
людей ближайшего окружения ребенка. Мальчик и девочка. Возрастные
группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Узнавание и называние объектов неживой природы.Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам:
внешний вид,
Наше питание. Наш сон. Наше общение. Гигиена кожи, ногтей, волос
(мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка
зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза,
уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с
жизнью вокруг, получение новых впечатлений).Гигиена органов
чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов
чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление
с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Сезонные изменения в природе – 5 часов
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за
комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное
отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и
лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними
животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования,
ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Весна.Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой
природе, жизни растений, животных и человека)Месяцы осенние,
зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с
января.
Обобщение знаний, умений.

2

2

2

2

1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».