Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКА
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1-5 классы
Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов
с. Трошково, 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа музыке для 1 - 5 классов разработана и составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015), АООП НОО и учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Науменко Т.И., Алеева В.В.
(«Просвещение).
Цели:
формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию
музыкальных произведений и их исполнению;
развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров.
На изучение музыки в каждом классе отводится в 1 – 5 классах по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на
169 ч: в 1 классе - 33 ч (33 учебные недели), во 2-5 классах - по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в
конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые,
грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (фортегромко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли,
свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Содержание
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве,
школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы,
воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных
музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения
(марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения
различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных
коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть
доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве,
школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги,
свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха,
соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие
умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при
усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения
правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные
звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух
звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью
певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива
выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения
учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем
диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений;
развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние,
низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой
направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами
динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него,
прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение
пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки)
для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно
тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка,
графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон;
ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
Условные обозначения
краски - 1 класс
рисование - 2 класс
дизайн - 3 класс
роспись - 4 класс
___________ - общее для 1-4 классов
Тематическое планирование по музыке
2 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30/31
32
33/34
Название темы и раздела
На горе-то калина.
Звуки по высоте и длительности
Каравай. Русская народная песня
Неприятность эту мы переживем.
Музыкальные инструменты
Огородная-хороводная.
Лебедь.
Менуэт
Свадебный марш.
Как на тоненький ледок.
Марш.
Марш деревянных солдатиков.
Новогодняя.
Добрый жук.
Жаворонок
Новогодняя хороводная.
Итальянская полька
Песня о пограничнике.
Кашалотик.
Настоящий друг.
Песню девочкам поем.
Будьте добры.
Мамин праздник.
Колыбельная Медведицы.
Волшебный цветок.
Улыбка.
Бабушкин козлик.
Когда мои друзья со мной.
Если добрый ты.
На крутом бережку.
Песенка Деда Мороза.
Повторение пройденного материала
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
Тематическое планирование по музыке
3 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10,11
12
13,14
15,16
17
18
19
Название раздела, тема урока
Пение песни: «Веселые путешественники»
Пение песни: «Песенка Крокодила Гены»
Пение песни: «Первоклашка»
Пение песни: «Дружба школьных лет»
Прослушивание произведения: «Аве Мария»
Прослушивание произведения: «Ария Тореадора. Из оперы «Кармен»
Прослушивание произведения: «Триумфальный марш. Из оперы «Аида»
Пение песни: «Снежная песенка»
Пение песни: «Почему медведь зимой спит?»
Пение песни: «Новогодний хоровод»
Прослушивание произведения: «Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады»,
к. 525»
Прослушивание произведения: «Сиртаки»
Прослушивание произведения: «Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик»
Прослушивание произведения: «Крылатые качели. Из телефильма «Приключения
Электроника»
Пение песни: «Стой, кто идет?»
Пение песни: «Праздничный вальс»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Пение песни: «Песня Чебурашки»
Пение песни: «Бескозырка белая»
Прослушивание произведения: «Музыкальный момент. Соч. 94, № 3»
Прослушивание произведения: «Чему учат в школе»
Прослушивание произведения: «Наш край»
Прослушивание произведения: «Мир похож на цветной луг»
Пение песни: «Пойте вместе с нами»
Пение песни: «Белые кораблики»
Пение песни: «Чунга-Чанга»
Пение песни: «Голубой вагон»
Пение песни: «Кашалотик»
Прослушивание произведения: «Прекрасное далеко»
Прослушивание произведения: «Бу-ра-ти-но»
Прослушивание произведения: «Облака»
Повторение проденного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование по музыке
4 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4,5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 - 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33,34
Название раздела, тема урока
«Наша школьная страна»
«Золотистая пшеница»
«Дважды два — четыре».
«Осень»
Песня «Наш край»
Слушаем произведения П.Чайковского
Песня «Настоящий друг»
Слушаем произведения П.Чайковского
Слушаем произведения Ж. Оффенбаха
Песня «Розовый слон»
Слушаем произведения Н. Римского-Корсакова
Песня «Колыбельная Медведицы».
Песни из к-ма «Чародеи»
Песни «Снежный человек»
Песни из к-ма «Чародеи»
Песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
Песня «Не плачь, девчонка!»
Произведения М. Глинка
Песня «Солнечная капель»
Слушаем оперу «Руслан и Людмила»
Слушаем произведения В.Моцарта
Песня «Маленький барабанщик».
Слушаем произведения В.Моцарта
«Пусть всегда будет солнце!»
Песенка странного зверя
«Ах вы, сени мои, сени».
Слушаем Э.Грига
«Родная песенка»
Слушаем произведения Э.Грига
«Песня о волшебниках»
Обобщение
Кол-во
часов
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Тематическое планирование по музыке
5 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
урока
1
2
Название раздела, тема урока
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка
Часы
1
1
3
4
5
6
7
8,9
10
11
12,13
14,15
16
17
18
19,20
21
22
23,24
25
26,27
28
20,30
31
32
33,34
Вокальная музыка. Песня
Вокальная музыка. Романс.
Фольклор в музыке
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни
Роль музыки в жизни людей
«Всю жизнь мою несу родину в душе…»
Музыка и музыканты
Опера
«Садко»
Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Мюзикл
Небесное и земное в звуках
«Звать через прошлое к настоящему»
Музыкальная живопись
Колокольные звоны в музыке
Портрет в музыке
Волшебная палочка дирижера
Застывшая музыка
Полифония в музыке
«О подвигах, о доблести, о славе…»
Обобщение
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
Поурочное планирование по музыке
2 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
п/п
1
Название темы и
раздела
На горе-то
калина.
2
Звуки по высоте
и длительности
Каравай. Русская
народная песня
3
4
Неприятность эту
мы переживем.
5
Музыкальные
инструменты
6
Огороднаяхороводная.
7
Лебедь.
8
9
Менуэт
Свадебный
марш.
10
Как на тоненький
ледок.
11
Марш.
12
Марш
деревянных
солдатиков.
13
Новогодняя.
14
Добрый жук.
15
16
Жаворонок
Новогодняя
хороводная.
Итальянская
полька
17
18
Песня о
Содержание
Часы
«На горе-то калина». Русская народная песня. Разучивание песни.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано и
др.) Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон.
Ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие). Формирование
понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения).
Каравай. Русская народная песня. Разучивание песни. Репертуар для
слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, современная. Работа над певческим
дыханием: отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах.
Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда».
Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.Разучивание песни. Пение коротких
попевок на одном дыхании. Формирование устойчивого навыка
естественного, ненапряженного звучания.
Музыкальные инструменты. Развитие умения передавать словами
внутреннее содержание музыкального произведения. обучение игре на
ударно-шумовых инструментах (бубен).
Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Разучивание песни. Репертуар для исполнения: фольклорные
произведения, произведения композиторов-классиков и современных
авторов.
Слушание музыки К. Сен-Сане «Лебедь». К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты
«Карнавал животных». Из сюиты «Карнавал животных».
Л. Боккерини. Менуэт.Слушание музыки Л. Боккерини «Менуэт».
Знакомство с музыкальными произведениями.
Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в
летнюю ночь». Развитие умения определять разнообразные по форме и
характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная).
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано и
др.) Жанровое разнообразие: марш.
Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
Разучивание песни. Развитие умения самостоятельно узнавать и называть
песни по вступлению.
С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк». Слушание
музыки. Развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения.
Слушание музыки. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского
альбома». Репертуар для слушания: произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная.
Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского
М. Ивенсен). Разучивание песни. Формирование понимания дирижерских
жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения).
Слушание музыки. А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма
«Золушка». Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального
реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру.
Слушание музыки. Рамиресс. Жаворонок
Разучивание песни «Новогодняя хороводная». Развитие умения
самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
Слушание музыки. С. Рахманинов. Итальянская полька. Овладение умением
спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных
представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений.
Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
пограничнике.
19
Кашалотик.
20
Настоящий друг.
21
Песню девочкам
поем.
22
Будьте добры.
23
Мамин праздник.
24
Колыбельная
Медведицы.
25
Волшебный
цветок.
26
Улыбка.
27
Бабушкин
козлик.
28
Когда мои друзья
со мной.
Если добрый ты.
29
30/31
На крутом
бережку.
32
Песенка Деда
Мороза.
33/34
Повторение
пройденного
материала
Разучивание песни. Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Слушание музыки. Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Характер
и содержание музыкальных произведений. Обучение певческой установке:
непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными
спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора
на обе ноги, свободные руки.
Слушание музыки. Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М.
Пляцковского
Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой. Разучивание
песни. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Слушание музыки. Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение».
Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова Разучивание
песни. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Слушание музыки. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Развитие эмоциональной отзывчивости и
эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных
жанров и разных по своему характеру.
Слушание музыки. Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка».
Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского. Развитие умения передавать
словами внутреннее содержание музыкального произведения.
Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова
М. Пляцковского. Разучивание песни. Репертуар для исполнения:
фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Бабушкин козлик. Русская народная песня. Репертуар для слушания:
произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, современная.
Слушание музыки. Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету
всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка
Б. Савельева, слова А. Хайта. Разучивание песни. Развитие понимания
содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного,
спокойного).
На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка
Б. Савельева, слова А. Хайта.
Разучивание песни. Работа над певческим дыханием.
Слушание музыки. Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и
лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Развитие умения передавать
словами внутреннее содержание музыкального произведения.
Исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни.
Исполнение разученных песен. Жанровое разнообразие: игровые песни,
песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
Поурочное планирование по музыке
3 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
урока
Название раздела,
тема урока
1
Пение песни:
«Веселые
путешественники»
2
Пение песни:
Элементы содержания
Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка
М. Старокадомского, слова С. Михалкова. Репертуар для исполнения:
фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и
современных авторов.
Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка
Колво
часов
1
1
3
4
«Песенка
Крокодила Гены»
Пение песни:
«Первоклашка»
Пение песни:
«Дружба школьных
лет»
5
Прослушивание
произведения: «Аве
Мария»
6
Прослушивание
произведения:
«Ария Тореадора.
Из оперы «Кармен»
7
Прослушивание
произведения:
«Триумфальный
марш. Из оперы
«Аида»
Пение песни:
«Снежная песенка»
8
9
10,11
12
13,14
15,16
17
18
19
Пение песни:
«Почему медведь
зимой спит?»
Пение песни:
«Новогодний
хоровод»
Прослушивание
произведения:
«Аллегро. Из
«Маленькой ночной
серенады», к. 525»
Прослушивание
произведения:
«Сиртаки»
Прослушивание
произведения:
«Вальс цветов. Из
балета
«Щелкунчик»
Прослушивание
произведения:
«Крылатые качели.
Из телефильма
«Приключения
Электроника»
Пение песни: «Стой,
кто идет?»
Пение песни:
В. Шаинского, слова А. Тимофеевского. знакомство с музыкальными
инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского,
слова Ю. Энтина.
Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни.
Ф. Шуберт. Аве Мария. Репертуар для слушания: произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Развитие
эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру. Жанровое разнообразие: полька.
Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен». Овладение умением
спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений.
Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида». Репертуар для
слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная. Развитие
умения различать звук по длительности (долгие, короткие).
1
1
1
1
1
Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
Обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки. Развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
Певческого голоса к напевному исполнению мелодии). обучение игре на
ударно-шумовых инструментах (треугольник; металлофон; ложки и др.).
Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко. Развитие
умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении; развитие умения различать части песни
(запев, припев, окончание); формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр).
В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Знакомство с
музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.).
М. Теодоракис. Сиртаки. Овладение умением спокойно слушать музыку,
адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в
музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о
многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений.
П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик». Развитие
эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру.
1
Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения
Электроника». Примерная тематика произведений: о природе, труде,
профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении; развитие умения различать части песни
(запев, припев, окончание); формирование представлений о различных
музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр).
Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
1
Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной. Работа
1
1
2
1
2
2
1
20
21
22
23
24
25
26
27
«Праздничный
вальс»
Пение песни:
«Песня Чебурашки»
Пение песни:
«Бескозырка белая»
Прослушивание
произведения:
«Музыкальный
момент. Соч. 94,
№ 3»
Прослушивание
произведения:
«Чему учат в
школе»
Прослушивание
произведения: «Наш
край»
Прослушивание
произведения: «Мир
похож на цветной
луг»
Пение песни:
«Пойте вместе с
нами»
Пение песни:
«Белые кораблики»
28
Пение песни:
«Чунга-Чанга»
29
Пение песни:
«Голубой вагон»
30
Пение песни:
«Кашалотик»
31
Прослушивание
произведения:
«Прекрасное
далеко»
Прослушивание
произведения: «Бура-ти-но»
32
33
Прослушивание
произведения:
«Облака»
34
Повторение
пройденного
над певческим дыханием. Развитие понимания содержания песни на
основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение
мелодии, на одной высоте).
Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3. Развитие эмоциональной
отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных
музыкальных жанров и разных по своему характеру.
Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная,
спокойная мелодия).
Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. Знакомство с
музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан,
скрипка и др.).
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка
В. Шаинского, слова М. Пляцковского. Развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия).
Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова. Жанровое
разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Обучение
игре на балалайке.
Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина. Песенный
репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка
народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу,
отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова
Ю. Энтина. Развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа
над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному
исполнению мелодии).
Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка
В. Шаинского, слова Э. Успенского. Активизация внимания к единой
правильной интонации. Пение спокойное, умеренное по темпу,
ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и
mezzoforte (умеренно громко).
Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника. Работа над певческим
дыханием. Развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе
специальных ритмических упражнений.
Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Энтина. Репертуар для слушания: произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная.
Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка
А. Рыбникова, слова Ю. Энтина. Примерная тематика произведений: о
природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной
жизни и т.д.
Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова. Обучение певческой
установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с
расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Поурочное планирование по музыке
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
урока
1
2
3
4,5
Название раздела,
тема урока
«Наша
школьная
страна»
«Золотистая
пшеница»
«Дважды два —
четыре».
«Осень»
6
Песня «Наш край»
7
Слушаем
произведения
П.Чайковского
8
Песня «Настоящий
друг»
9
Слушаем
произведения
П.Чайковского
10
Слушаем
произведения
Ж. Оффенбаха
11
Песня «Розовый
слон»
12
Слушаем
произведения
Н. РимскогоКорсакова
13
Песня
«Колыбельная
Медведицы».
14
Песни из к-ма
«Чародеи»
15
Песни «Снежный
человек»
16
Песни из к-ма
Элементы содержания
Часы
Слушание: «Наша школьная страна» музыка Ю. Чичкова, слова
К. Ибряева.
Пение: «Золотистая пшеница» Музыка Т. Попатенко, слова
Н. Найденовой. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая,
колыбельная песни и пр. Выразительно-эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
Слушание: «Дважды два — четыре». Музыка В. Шаинского, слова
М. Пляцковского. Примерная тематика произведений: о природе,
труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и
т.д.
Пение: «Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Слушание: Монте.
Чардаш. Работа над певческим дыханием: развитие умения быстрой,
спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз
между фразами.
Пение: «Наш край». Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки. Развитие умения использовать разнообразные музыкальные
средства (темп, динамические оттенки) для работы над
выразительностью исполнения песен.
Слушание: П. Чайковский «Баба-Яга». Из «Детского альбома».
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Пение: «Настоящий друг». Музыка Б. Савельева, слова
М. Пляцковского. Развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог.
Слушание: П. Чайковский. «Детский альбом». Примерная тематика
произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях,
детстве, школьной жизни и т.д. Развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия). Жанровое
разнообразие: вальс.
Слушание: Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру.
Пение: «Розовый слон». Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
Развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе
группы и индивидуально;
развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Три чуда». Из оперы «Сказка о царе
Салтане». Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно
реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений.
Пение: «Колыбельная Медведицы». Из мультфильма «Умка». Музыка
Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. Жанровое разнообразие:
праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. обучение игре на
ударно-шумовых инструментах (маракасы).
Слушание: Песни из к-ма «Чародеи». Развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия).
Пение: «Снежный человек». Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
Развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем
беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Слушание: Песни из к-ма «Чародеи». Знакомство с музыкальными
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
18
19
20 – 21
«Чародеи»
Песня «Ужасно
интересно все то,
что неизвестно»
Песня «Не плачь,
девчонка!»
Произведения
М. Глинка
Песня «Солнечная
капель»
22
Слушаем оперу
«Руслан и
Людмила»
23
Слушаем
произведения
В.Моцарта
24
Песня «Маленький
барабанщик».
25
Слушаем
произведения
В.Моцарта
«Пусть всегда будет
солнце!»
26
27
28
Песенка странного
зверя
«Ах вы, сени мои,
сени».
29
Слушаем Э.Грига
30
«Родная песенка»
31
Слушаем
произведения
Э.Грига
32
«Песня о
волшебниках»
инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.).
Слушание: «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Из мультфильма
«Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
Пение: «Не плачь, девчонка!» Музыка В. Шаинского, слова
Б. Харитонова. Обучение певческой установке: непринужденное, но
подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами,
прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги,
свободные руки.
Слушание: М. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и
Людмила». Песенный репертуар: произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная. Используемый песенный материал должен
быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и
явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего
режима по отношению к детскому голосу.
Пение: «Солнечная капель». Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Развитие
умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения
песен.
Слушание: М. Глинка. «Руслан и Людмила». Овладение умением
спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные
образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений.
Слушание: В. Моцарт. «Турецкое рондо». Из сонаты для фортепиано ля
минор. Репертуар для слушания: произведения отечественной
музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная.
Пение: «Маленький барабанщик». Немецкая народная песня. Обработка
А. Давиденко. Развитие умения различать части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание).
Слушание: Музыка Моцарта. Развитие эмоциональной отзывчивости и
эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных
жанров и разных по своему характеру.
Пение: «Пусть всегда будет солнце!» Музыка А. Островского, слова
Л. Ошанина. Развитие умения показа рукой направления мелодии
(сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную
долю на слух.
Слушание: Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь».
Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
Пение: «Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня. Примерная
тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Обучение игре на балалайке
или других доступных народных инструментах.
Слушание: Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из
музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Пение: «Родная песенка». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание).
Слушание: Э. Григ. «Пер Гюнт». Песенный репертуар: произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и
композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический
рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать
требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому
голосу.
Пение: «Песня о волшебниках». Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33,34
Обобщение
Обобщение изученного материала. Жанровое разнообразие: игровые
песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
2
Поурочное планирование по музыке
5 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
урока
1
2
3
4
5
Название раздела,
тема урока
Что роднит музыку
с литературой
Вокальная музыка
Вокальная музыка.
Песня
Вокальная музыка.
Романс.
Фольклор в музыке
6
Фольклор в музыке
русских
композиторов
7
Жанры инструментальной и
вокальной музыки
Вторая жизнь песни
8,9
10
Роль музыки в
жизни людей
11
«Всю жизнь мою
несу родину в
душе…»
Музыка и
музыканты
12,13
14,15
Опера
16
«Садко»
17
18
Балет
Музыка в театре,
кино, на
телевидении
Мюзикл
19,20
Элементы содержания
Часы
Развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения.
Обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал должен быть
доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления,
иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные
фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по
отношению к детскому голосу.
Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная,
спокойная мелодия).
Работа над певческим дыханием: развитие умения распределять дыхание
при исполнении напевных песен с различными динамическими
оттенками (при усилении и ослаблении дыхания).
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.).
Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в
гамме до мажор).
Развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе
исполняемого произведения. Овладение умением спокойно слушать
музыку, адекватно реагировать на художественные образы,
воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных
представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений.
Первое путешествие в музыкальный театр. Получение эстетического
наслаждения от собственного пения. Укрепление и постепенное
расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова. Развитие умения определять
разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия).
Второе путешествие в музыкальный театр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.). Обучение игре на фортепиано.
1
Третье путешествие в музыкальный театр. Работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне. Примерная
тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
21
22
23,24
25
26,27
28
20,30
Небесное и земное в
звуках
«Звать через
прошлое к настоящему»
Музыкальная
живопись
Колокольные звоны
в музыке
Портрет в музыке
Волшебная палочка
дирижера
Застывшая музыка
31
Полифония в
музыке
32
«О подвигах, о
доблести, о
славе…»
Обобщение
33,34
Укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2.
Обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое
свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные
руки. Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии
внутреннего содержания прослушиваемых произведений.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр.
Овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных
произведениях.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в
гамме до мажор).
Развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования
на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему
характеру.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
1
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
2
1
2
2
2
1
1