Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РИСОВАНИЕ
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 5 классы
Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов
с. Трошково, 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по рисованию для 1 - 5 классов разработана и составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Зыковой М.А., Рау М.Ю.
(«Просвещение).
Цели:
формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач;
развитие художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание красоты
как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
На изучение рисования в каждом классе отводится в 1 – 5 классах по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на
203 ч: в 1 классе - 33 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе), в 5
классе 68 часов (по 2 часа в неделю).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств,
назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки:
Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей
изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации
(вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной
формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры
предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение
смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и
действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома
и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка»,
«линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы
предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других
информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и
свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку,
семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного
искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы
на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты,
используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться
инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на
столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих
движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар,
куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости
листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование
умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа
движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации,
рисовании):
Приемы лепки:
отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание;
примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при
подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры
без фиксации на плоскости листа;
расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих
пространственных положениях;
составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
приемы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам
предметов несложной формы по образцу).
рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий
замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих
линии (по образцу);
рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш.
Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования
(беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование
ладонью, кулаком, ребром ладони;
приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и
т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью;
рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
правила обведения шаблонов;
обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент»,
«объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия»,
«аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира.
Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры.
Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и
т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке,
аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска
пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание
силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение
шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по
содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения
орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего
орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации,
рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью
красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных
цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и
выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой
кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по
образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов,
мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное
искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы
использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В.
Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из
нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем –
основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы
создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства
и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных
промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Условные обозначения
краски - 1 класс
рисование - 2 класс
дизайн - 3 класс
роспись - 4 класс
___________ - общее для 1-4 классов
Тематическое планирование
2 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Название темы и раздела
Овощи и фрукты
Грибы
Узор из листьев и ягод
Лепка «Дары осени»
Геометрический орнамент в квадрате
Узор из веточек с листочками
Деревья осенью
Знакомые предметы несложной формы
Узор из цветов для коврика
Геометрический орнамент в прямоугольнике
Орнамент в квадрате.
Узор из веточек ели
Веточка ели
Праздничные флажки
Ёлочные украшения
Веточка с елочными игрушками
Узор из снежинок
Снеговики
Рамка для картины
Игрушка-рыбка
Рыбки в аквариуме среди водорослей
Рисование с натуры предмета прямоугольной формы
Рисование узора в полосе
Косынка – узор в треугольнике
Дорожный знак «Впереди опасность»
Расписная тарелка
Рисование на классной доске и в тетрадях
Узор в полосе
Открытка «Ракета летит»
Башенки из элементов строительного материала
Праздничный флажок и воздушные шары
Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками
Узор из цветов в круге
Весенние цветы
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 3 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10,11
12,13
14
15
16,17
18
19,20
21,22
Название темы и раздела
Осень. Дует сильный ветер
Изображение бабочки
Картинки с бабочками
Ткани для платьев
Бабочка из гофрированной бумаги
Главные и составные цвета
Поиграй в цвета
Одежда ярких цветов
Превращение пятна в изображение
Рисование по сырой бумаге
Человек в движении
Зимние развлечения
Зимние игры детей
Время года – зима
Рисование угольком
Лошадка из Каргополя
Расположение предметов на рисунке
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Картинка «Домик в лесу»
Узор в круге
Сказочная птица
Рамка для картины
Готовимся к прилёту птиц
Орнамент в технике штампа
Аппликация «Посуда»
Роспись пасхального яйца
Роспись кухонной доски
Роспись ставней у окна
Летом за грибами
Итоговый урок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
4 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9 – 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29,30
31,32
33
34
Название раздела, тема урока
«Ваза с цветами»
«Веточка рябины»
Городской транспорт
Рисование с натуры овощей и фруктов
Беседа «Декоративно-прикладное искусство»
Рисуем орнамент на полотенце
Аппликация «Сказочная птица»
Беседа «Профессия – скульптор »
Декоративная лепка: «Кувшин в виде поющего петуха»
Лепка барельефа на картоне «Дерево на ветру»
Лепка игрушки «Лошадка»
Аппликация узора в круге
Рисование с натуры: листа дерева
Беседа на тему «Золотая хохлома»
Геометрический орнамент в квадрате
Рисование расписной тарелки
Панно «Снежинки»
Беседа по картинам
Рисование предмета симметричной формы
Рисование с натуры раскладной пирамидки
Листок календаря «8 марта»
Рисование скворечника
Рисование на тему «Пришла весна»
Расписываем блюдо
Рисование на тему «Космические корабли в полете»
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»
Рисование предмета симметричной формы
Рисование в квадрате узора
Рисование с натуры игрушки
Беседа по картинам
Итоговый урок
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
Тематическое планирование
5 класс (34 часа – 1 час в неделю)
№
урока
1-4
5-6
7-8
9-11
12-16
17-19
20-22
Название раздела, тема урока
«Коллаж осенний»
Рисование «Разноцветные мячики (большие и маленькие)»
Аппликация из кругов «Весёлая гусеница»
Рисование «Штапминг» листьями «Осень»
Лепка «Пластилинография»
Рисование «Лодки плывут по реке»
Рисование в полосе
Кол-во часов
4
2
2
3
5
3
3
23-26
27-29
30-33
34-36
37-38
39-40
41-43
44-46
47-49
50-52
53-54
55-58
59-60
61-63
64-66
67-68
Рисование иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка»
Аппликация «Снегурочка»
Аппликация объёмная «Дерево»
Рисование новогодней ёлки.
Рисование предмета с натуры: снежинка
Узор на стекле
Аппликация обрывная «Праздничный букет»
Рисование «Семейство курочки и петуха»
Аппликация из жгутиков «Букет»
Лепка плетенки, крендели, батон
Рисование по сырому «Снегирь»
Рисование иллюстраций к сказке «Репка»
Рисование «Сказочный домик»
Беседа по картинам
Лепка « Цветок»
Обобщение
4
3
4
3
2
2
3
3
3
3
2
4
2
3
3
2
Поурочное планирование
2 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
п/п
1
Название темы и
раздела
Овощи и фрукты
2
Грибы
3
Узор из листьев и ягод
4
Лепка «Дары осени»
5
Геометрический
орнамент в квадрате
6
Узор из веточек с
листочками
Деревья осенью
7
11
Знакомые предметы
несложной формы
Узор из цветов для
коврика
Геометрический
орнамент в
прямоугольнике
Орнамент в квадрате.
12
13
Узор из веточек ели
Веточка ели
14
15
16
17
Праздничные флажки
Ёлочные украшения
Веточка с елочными
игрушками
Узор из снежинок
18
Снеговики
19
Рамка для картины
20
Игрушка-рыбка
21
Рыбки в аквариуме
среди водорослей
Рисование с натуры
предмета
прямоугольной формы
8
9
10
22
Содержание
Часы
Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций
в детских книжках. Формирование организационных умений:
правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами
(карандашами, кистью, красками), правильно располагать
изобразительную поверхность на столе.
Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик,
мухомор). Цвета солнечного спектра (основные).
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «часть»,
«узор», «орнамент», «аппликация».
Приемы лепки: размазывание по картону. Приемы и способы
передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей;
составление целого изображения из деталей, рисование по клеткам.
Сенсорное воспитание: узнавание и показ основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб). Практическое
применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.
Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых
линиях). Работа кистью и красками.
Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в
детских книжках. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
(радость, грусть). Приемы работы акварельными красками: кистевое
письмо ― рисование сухой кистью.
Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы
(например, папка, линейка, треугольник чертежный).
Декоративное рисование — узор из цветов для коврика
прямоугольной формы.
Развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры
и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и
цвету.
Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание
иллюстраций в детских книжках. Знакомство с городецкой росписью.
Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях).
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Природные формы.
Рисование с натуры праздничных флажков. Геометрические фигуры.
Рисование с натуры елочных украшений.
Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». Развитие
моторики рук: формирование умения владеть карандашом.
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера). Виды
орнаментов по форме: в полосе, по содержанию: геометрический,
растительный.
Изображать по представлению округлую форму частей предмета, их
величину, а также передавать пространственные отношения
предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около). Рисование на
тему «Снеговики».
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги.
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
Рисование с натуры игрушки-рыбки. Понятия: «цвет», «акварель»,
«гуашь».
Аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в
соответствии с натурой.
Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.
Принципы построения орнамента в полосе (повторение одного
элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по
форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Рисование узора в
полосе
24
Косынка – узор в
треугольнике
Дорожный знак
«Впереди опасность»
25
26
Расписная тарелка
27
Рисование на классной
доске и в тетрадях
Узор в полосе
28
29
Открытка «Ракета
летит»
30
Башенки из элементов
строительного
материала
31
33
Праздничный флажок и
воздушные шары
Дом, украшенный к
празднику флажками и
огоньками
Узор из цветов в круге
34
Весенние цветы
32
т.п.).
Беседа об изобразительном искусстве. Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Примерные темы
бесед: «Как и для чего создаются произведения декоративноприкладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни
человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения
мастеров расписных промыслов (хохломская).
Учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий,
коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями: над,
под.
Различать и знать названия цветов. Рисование узора в круге —
расписная тарелка (круг — готовая форма). Развитие моторики рук:
формирование умения владеть карандашом.
Свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных
направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги.
Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре
(по форме и цвету). Обследование предметов, выделение их
признаков и свойств, необходимых для передачи в аппликации.
Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Обучение
приемам работы в изобразительной деятельности (выполнении
аппликации).
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями:
приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную
поверхность с помощью клея.
Рисовать от руки предметы прямоугольной, округлой и треугольной
формы. Приемы работы красками: линейное рисование пальцами.
Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и
огоньками». Обучение действиям с шаблонами итрафаретами:
правила обведения шаблонов.
Приемы работы с «подвижной аппликацией»
для развития
целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию.
Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Примерные темы
бесед: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует
художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А.
Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И
Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Поурочное планирование
3 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
п/п
1
Название темы и
раздела
Осень. Дует сильный
ветер
Содержание
Формирование организационных умений: правильно сидеть,
правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами,
кистью, красками), правильно располагать изобразительную
поверхность на столе. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
Часы
1
2
Изображение бабочки
3
Картинки с бабочками
4
Ткани для платьев
5
Бабочка из
гофрированной бумаги
6
Главные и составные
цвета
7
Поиграй в цвета
8
Одежда ярких цветов
9
12,13
Превращение пятна в
изображение
Рисование по сырой
бумаге
Человек в движении
14
Зимние развлечения
15
16,17
Зимние игры детей
Время года – зима
18
19,20
21,22
Рисование угольком
Лошадка из Каргополя
Расположение
предметов на рисунке
10,11
24
Картинка «Домик в
лесу»
Узор в круге
25
Сказочная птица
26
Рамка для картины
27
Готовимся к прилёту
птиц
23
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
(радость, грусть).
Сенсорное воспитание: узнавание, называние и отражение в
аппликации и рисунке цветов спектра.
Приемы работы красками: рисование ладонью, кулаком, ребром
ладони.
Обучение действиям с шаблонами итрафаретами: обведение
шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно
друг друга в соответствии с пространственными отношениями:
справа от …, слева от …, посередине; приемы соединения деталей
аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
Рисуем акварельными красками по сухой бумаге. Развитие моторики
рук: формирование навыка произвольной регуляции нажима. Роль
белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность
образа.
Приемы и способы передачи формы предметов: целого куска
пластилина; самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности
(рисовании).
Сенсорное воспитание: узнавание, называние и отражение в
аппликации и рисунке цветов спектра.
Развитие моторики рук: формирование навыка произвольной
регуляции нажима.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в лепке предмета.
Строение тела человека. Передача движения различных
одушевленных и неодушевленных предметов.
Трансформация форм. Смешение цветов.
Способы изображения. Теплые и холодные цвета. Эмоциональное
восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть).
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.
Виды орнаментов по форме: замкнутый, сетчатый, по содержанию.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в
рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном
рисовании, аппликации.
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт»,
«деталь», «часть»,«конструкция».
Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности
(рисовании). Примерные темы бесед: «Как и для чего создаются
произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого
искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы
используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы,
раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России с учетом местных условий.
Произведения мастеров расписных промыслов ( городецкая).
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом,
фломастером, ручкой): рисование разнохарактерных линий
(упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
28
Орнамент в технике
штампа
29
Аппликация «Посуда»
30
Роспись пасхального
яйца
31
Роспись кухонной
доски
32
Роспись ставней у окна
33
34
Летом за грибами
Итоговый урок
(круг, овал).
Сходство и различия орнамента и узора. Принципы построения
орнамента квадрате, круге, (повторение одного элемента на
протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме,
цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Понятия: «цвет», «спектр», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Примерные темы бесед: «Виды изобразительного искусства».
Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства,
архитектура, дизайн.
Рисование по клеткам предметов несложной формы с
использованием этих линии (по образцу). Работа кистью и красками.
Примерные темы бесед: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж,
портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует
художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи и графики. Художники создали произведения живописи и
графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А.
Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И
Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Приемы работы
акварельными красками: кистевое письмо ― рисование по мокрому
листу (алла прима).
Приемы работы с «подвижной аппликацией»
для развития
целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
складывание целого изображения из его деталей без фиксации на
плоскости листа.
Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.
Выставка рисунков
1
1
1
1
1
1
1
Поурочное планирование
4 класс (34 часа: 1 час в неделю)
№
урока
1
Название раздела,
тема урока
«Ваза с цветами»
2
«Веточка рябины»
3
Городской транспорт
4
Рисование с натуры
овощей и фруктов
5
Беседа «Декоративноприкладное
искусство»
6
Рисуем орнамент на
полотенце
Аппликация
«Сказочная птица»
7
8
Беседа «Профессия –
скульптор »
Элементы содержания
Рисование с натуры. Формирование организационных умений:
правильно сидеть, правильно держать и пользоваться
инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно
располагать изобразительную поверхность на столе.
Рисование с натуры. Развитие моторики рук: произвольного
темпа движения (его замедление и ускорение).
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу».
Практическое применение цвета для передачи графических
образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании.
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6
на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной
доске.
Обучение действиям с шаблонами итрафаретами. Примерные
темы бесед: «Как и для чего создаются произведения
декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и
его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов
быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют
художники-декораторы.»
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе,
элементы узора - листья, цветы, уточки).
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями. Подбор цветовых сочетаний при создании
сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы и способы передачи формы предметов: вырезание или
обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9 – 10
Декоративная лепка:
«Кувшин в виде
поющего петуха»
11
Лепка барельефа на
картоне «Дерево на
ветру»
12
Лепка игрушки
«Лошадка»
Аппликация узора в
круге
Рисование с натуры:
листа дерева
13
14
15
16
Беседа на тему
«Золотая хохлома»
Геометрический
орнамент в квадрате
18
Рисование расписной
тарелки
Панно «Снежинки»
19
Беседа по картинам
20
Рисование предмета
симметричной формы
21
Рисование с натуры
раскладной
пирамидки
Листок календаря «8
марта»
Рисование
скворечника
17
22
23
24
Рисование на тему
«Пришла весна»
25
Расписываем блюдо
26
Рисование на тему
«Космические
корабли в полете»
Беседа на тему
«Декоративноприкладное
искусство»
27
Приемы лепки: примазывание частей при составлении целого
объемного изображения. Практическое применение приемов и
способов передачи графических образов в лепке, аппликации,
рисунке.
Передача разнообразных предметов на плоскости и в
пространстве и т.п. Примерные темы бесед: «Как и о чем
создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя,
бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы
использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.).
Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы
создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина,
В. Мухина и т.д.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в лепке предмета.
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура»,
«часть», «узор», «барельеф».
Сенсорное воспитание: ориентировка на плоскости листа
бумаги. Приемы работы акварельными красками: кистевое
письмо.
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь»,
«живопись» и т.д.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями.
Декоративное рисование (новогодняя тематика). Виды
орнаментов по форме: по содержанию: зооморфный.
Декоративное рисование. Приемы рисования твердыми
материалами (карандашом, фломастером, ручкой). Цвета
солнечного спектра (основные, составные).
Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в
повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом,
фломастером, ручкой): рисование без отрыва руки с
постоянной силой нажима и изменением силы нажима на
карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Развитие моторики рук: произвольного темпа движения (его
замедление и ускорение).
2
Декоративное рисование листка отрывного календаря к
празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки,
синичники). Работа кистью и красками, получение новых
цветов и оттенков путем смешения на палитре основных
цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.).
Приемы работы красками: приемы трафаретной печати:
печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой,
трубочкой и т.п. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть).
Рисование предметов несложных форм (по образцу).
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст
форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Сенсорное воспитание: ориентировка на плоскости листа
бумаги. Передача пропорций предметов. Строение тела
человека, животных и др.
Принципы построения орнамента треугольнике (повторение
одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование
элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю,
углам, в центре и т.п.).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Рисование предмета
симметричной формы
29,30
Рисование в квадрате
узора
31,32
Рисование с натуры
игрушки
33
Беседа по картинам
34
Итоговый урок
№
урока
1-4
Название раздела,
тема урока
«Коллаж осенний»
5-6
Рисование
«Разноцветные
мячики (большие и
маленькие)»
7-8
Аппликация из кругов
«Весёлая гусеница»
Приемы работы красками. Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Различение и
обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков
цветов.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом,
фломастером, ручкой). Примерные темы бесед:
«Как и для чего создаются произведения декоративноприкладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в
жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмы). Какие материалы используют художникидекораторы. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стеклах). Сказочные образы в народной культуре и
декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с
учетом местных условий. Произведения мастеров расписных
промыслов (гжельская).
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития
целостного восприятия объекта при подготовке детей к
рисованию: совмещение аппликационного изображения
объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без
фиксации на плоскости листа.
Примерные темы бесед: «Как и о чем создаются картины»
Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В.
Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А
Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан,
К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
Выставка работ.
Поурочное планирование
5 класс (68 часов: 2 часа в неделю)
Элементы содержания
Формирование организационных умений: правильно сидеть,
правильно держать и пользоваться инструментами, правильно
располагать изобразительную поверхность на столе.
Приёмы выполнения коллажа из бумаги и природного
материала: приёмы работы ножницами; раскладывание деталей
коллажа на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу,
наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
приёмы соединения деталей коллажа с поверхностью с
помощью клея; приёмы наклеивания деталей коллажа друг на
друга.
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура»,
«часть», «пропорции», «узор», «симметрия» и т.п. Приёмы
рисования твёрдыми материалами (карандашом, фломастером,
ручкой): рисование разнохарактерных линий (упражнения в
рисовании дугообразных, линии; линий замкнутого контура
(круг, овал); рисование без отрыва руки с постоянной силой
нажима и изменением силы нажима на карандаш.
Развитие моторики рук: прекращения движения в нужной
точке; направления движения. Приёмы выполнения
аппликации из бумаги: приёмы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от
…, посередине; приёмы наклеивания деталей аппликации на
изобразительную поверхность с помощью клея.
1
1
1
1
1
Кол-во
часов
4
2
2
9-11
12-16
Рисование
«Штапминг»
листьями «Осень»
Лепка
«Пластилинография»
17-19
Рисование «Лодки
плывут по реке»
20-22
Рисование в полосе
23-26
Рисование иллюстрац
ии к сказке
«Заюшкина избушка»
27-29
Аппликация
«Снегурочка»
30-33
Аппликация объёмная
«Дерево»
34-36
Рисование новогодней
ёлки.
37-38
Рисование предмета с
натуры: снежинка
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: правила
обведения шаблонов реальных предметов несложных форм.
3
Приёмы лепки: отщипывание кусков от целого куска
пластилина и разминание; размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание; примазывание частей
при составлении целого объёмного изображения.
Приёемы работы красками: приёмы кистевого письма:
примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой
кистью. Соотнесение формы предметов с геометрическими
фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов.
Строение тела человека. Передача движения различных
одушевленных и неодушевленных предметов.
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния (радость,
грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном
звучании и выразительность образа.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст
форм. Геометрические фигуры. Природные формы.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в рисунке.
Развитие моторики рук: прекращения движения в нужной
точке; направления движения. Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов. Строение тела животных и др. Передача
движения различных одушевленных и неодушевленных
предметов. Эмоциональное восприятие цвета. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального
состояния (радость, грусть). Роль белых и чёрных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор
цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые,
злые образы.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств,
необходимых для передачи в аппликации. Приёмы выполнения
аппликации из бумаги: приёмы работы ножницами;
раскладывание деталей аппликации на плоскости листа
относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от
…, посередине; приёмы наклеивания деталей аппликации на
изобразительную поверхность с помощью клея. Соотнесение
формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела
человека. Передача движения различных одушевленных и
неодушевленных предметов. Эмоциональное восприятие цвета.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность
образа. Подбор цветовых сочетаний при создании образов:
добрые, злые образы.
Приёмы и способы передачи формы предметов. Приёмы
выполнения аппликации из бумаги: приёмы работы
ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости
листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от …, слева от …, посередине; приёмы наклеивания
деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение
ели. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(метод обобщения). Разнообразие форм предметного мира.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация
5
3
3
4
3
4
3
2
39-40
Узор на стекле
41-43
Аппликация обрывная
«Праздничный букет»
44-46
Рисование
«Семейство курочки и
петуха»
47-49
Аппликация из
жгутиков «Букет»
50-52
Лепка плетенки,
крендели, батон
53-54
Рисование по сырому
«Снегирь»
55-58
Рисование
иллюстрации к сказке
«Репка»
59-60
Рисование
«Сказочный домик»
форм. Передача разнообразных снежинок на плоскости.
Виды орнаментов по форме: по содержанию: геральдический и
т.д. Природные формы. Трансформация форм.
Приёмы выполнения аппликации из бумаги: приёмы работы
ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости
листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от …, слева от …, посередине; приёмы наклеивания
деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея. Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов.
Рисование карандашом линий и предметов несложной формы.
Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом,
фломастером, ручкой): рисование разнохарактерных линий
(упражнения в рисовании прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий
замкнутого контура (круг, овал); штрихование внутри
контурного изображения; правила штрихования; приемы
штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная
штриховка). Соотнесение формы предметов с геометрическими
фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов.
Строение тела птиц.Передача движения различных
одушевленных предметов. Эмоциональное восприятие цвета.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и
черных красок в эмоциональном звучании и выразительность
образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных
образов: добрые, злые образы.
Приёмы выполнения аппликации из бумаги: приёмы работы
ножницами; раскладывание деталей аппликации на плоскости
листа относительно друг друга в соответствии с
пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от …, слева от …, посередине; приёмы наклеивания
деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея. Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов.
Приёмы лепки: отщипывание кусков от целого куска
пластилина и разминание; скатывание, раскатывание,
сплющивание; примазывание частей при составлении целого
объёмного изображения.
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь»,
«живопись» и т.д. Работа кистью и красками. Соотнесение
формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения).Передача пропорций предметов. Строение тела
птицы. Передача движения различных одушевленных
предметов.
Цвета солнечного спектра (основные, составные,
дополнительные). Приёмы работы акварельными красками:
кистевое письмо послойная живопись (лессировка) и т.д.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение
тела человека, животных. Передача движения различных
одушевленных и неодушевленных предметов. Эмоциональное
восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера
персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть).
Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и
выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Практическое применение цвета для передачи графических
образов в рисовании по образцу в декоративном рисовании.
Приёмы рисования твёрдыми материалами (карандашом,
2
3
3
3
3
2
4
2
61-63
Беседа по картинам
64-66
Лепка « Цветок»
67-68
Обобщение
фломастером, ручкой): рисование разнохарактерных линий
(упражнения в рисовании прямых вертикальных,
горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий;
рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий
замкнутого контура (круг, овал). Рисование предметов
несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
штрихование внутри контурного изображения; правила
штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка
и упорядоченная штриховка). Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача
пропорций предметов.
Примерные темы бесед: «Как и о чем создаются картины»
Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие
материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами живописи и графики. Художники
создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В.
Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А
Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан,
К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
Приёмы лепки: отщипывание кусков от целого куска
пластилина и разминание; размазывание по картону;
скатывание, раскатывание, сплющивание; примазывание частей
при составлении целого объёмного изображения. Соотнесение
формы предметов с геометрическими фигурами (метод
обобщения). Передача пропорций предметов.
Примерные темы бесед: «Как и для чего создаются
произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение
жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие
материалы используют художники-декораторы. Разнообразие
форм в природе как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями народных художественных
промыслов в России с учетом местных условий. Произведения
мастеров расписных промыслов (жостовская роспись и т.д.).
3
3
2