Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)
Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
РУССКИЙ ЯЗЫК
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы
Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов
с. Трошково, 2022
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по русскому языку для 1 - 4 классов разработана и составлена на основе
Федерального государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599,
зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы авторов Якубовского Э. В.,
Коршуновой Я.В. («Просвещение»).
Цели и задачи:
- Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе
языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых
навыков;
― Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На изучение русского языка во 2 - 4 классах выделяется 510 ч. Во 2 - 4 классах на уроки русского
языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков;
оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим
проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после
предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию
сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению
(название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по
смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие
слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование
произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»,
часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на
слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и
пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев
рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.
Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация
словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе
различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование
элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие
личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей
действительностью и т.д.
Обучение грамоте
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места
звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов,
различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных
по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых
двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями
согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур.
Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и
небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений,
загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со
вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на
письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей,
кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—
ши).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для
выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы
педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему
текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой
на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и
мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости –
глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог.
Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы,
отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт,
явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях
городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по
вопросамчто делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словамипредметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая?
какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в
обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные(имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц,
площадей).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и
глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения
формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые
безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на
сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение
предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями.
Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных.
Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких
рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и
сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Тематическое планирование по русскому языку
2 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого:
Количество
часов
14
23
15
24
7
14
14
14
10
19
16
170
Итого:
Количество
часов
16
60
49
24
21
170
Итого:
Количество
часов
12
11
5
45
54
20
10
12
170
Название темы раздела
Предложение
Звуки и буквы
Слово и ударение
Парные и непарные согласные звуки
Мягкий знак на конце
Имя существительное
Имена собственные
Глагол
Предлоги
Предложение
Повторение за год
Тематическое планирование по русскому языку
3 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
Название темы раздела
Повторение
Звуки и буквы
Слово
Предложение
Повторение
Тематическое планирование по русскому языку
4 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Название темы раздела
Повторение
Разделительный мягкий знак
Гласные после шипящих
Правописание коря
Слово
Предложение
Члены предложения
Повторение
Поурочное планирование по русскому языку
2 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
п/п
Название темы и раздела
Содержание
Часы
Предложение – 14 часов
1
2/3
4/5
6/8
9/10
11/13
14
15/16
17/18
19/20
21/22
23/24
25/26
27
28/29
30/32
33/34
35/36
37
Вводное занятие
Предложение.
Большая буква в начале
предложения и точка в конце
предложения.
Знакомство с предметом русский язык. Наша речь.
Составлять предложения.
Определять по голосу конец предложения,
оформлять предложение на письме. Написание
прописной буквы в начале предложения и точки в
конце предложения.
Распространение предложений
Уметь дополнять предложения словами.
Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы.
Слово.
Составление предложения из слов, данных в
нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста. Слово, слог как
часть слова, предложение, текст.
Составление предложения с
Составление подписей к картинкам. Составление
данным словом
предложений из двух-трех слов. Запись коротких
предложений, составленных с помощью учителя в
связи с чтением, работой по картинкам и с
календарем природы.
Самостоятельно применять изученные правила.
Контрольное списывание
Списывать по слогам с рукописного и печатного
текста.
Звуки и буквы – 23 часов
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уметь выделять первый и
последний звуки в слове, знать отличие звука и
буквы. Письмо строчных и прописных букв,
соединение их в слова. Выписывание слов,
начинающихся с определенной буквы,
определенного слога и т. д.
Гласные звуки и буквы
Гласные и согласные. Знать отличие букв от звуков.
Соотношение звука и буквы, различение звуков и
букв. Буквы, сходные по начертанию, их
различение. Звуки гласные и согласные, их
различение.
Согласные звуки и буквы
Знать отличие букв от звуков
Выделение звука из слова и
Обозначение звуков на письме. Слова со стечением
соотнесение его с буквой
согласных.
Слова, которые различаются одним Уметь выделять звуки из слов. Уметь отличать
звуком
звуки по звучанию
Слова, которые различаются
Слова, отличающиеся одним звуком,
количеством звуков
последовательностью и количеством звуков в
слове.
Употребление слов, которые
Уметь определять количество звуков в слове.
различаются количеством звуков
Уметь определять порядок звуков в слове. Слова с
буквами иий, их различение.
Выделение ударного гласного в
Уметь выделять ударный слог в слове. Слова с
слове.
гласной э.
Гласные буквы Е,Ё,Я,Ю
Обозначение звуков на письме. Слова с гласными
и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Твердые и мягкие согласные
Согласные твердые и мягкие.
Различие твердых и мягких
Согласные парные и непарные по твердости –
согласных
мягкости, звонкости – глухости. Согласные
твердые и мягкие, их различение на слух и в
произношении. Обозначение мягкости согласных
буквами и, е, ю, я.
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание по
теме: «Звуки и буквы»
1
2
2
3
2
3
1
2
2
2
2
2
2
1
2
3
2
2
1
38
39
40/43
44/45
46/47
48/50
51
52
53/54
55/56
57/58
59/60
61/62
63/64
65/66
67/68
69
70/71
72
73/74
75/76
77
78/82
83
Слово и ударение – 15 часов
Ударение. Гласные ударные и безударные. Гласные
ударные и безударные. Их различение в
двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слог - часть слова
Слог. Уметь составлять схему слова, делить слово
на слоги
Деление слов на слоги.
Уметь делить слова на слоги, определять кол-во
слогов в слове
Составление слов из слогов,
Составлять слова из слогов. Составление под
данных вразбивку
руководством учителя из букв разрезной азбуки
слов — подписей под предметными рисунками и их
запись; составление и запись предложений из трехчетырех данных вразбивку слов.
Перенос слов по слогам.
Перенос слов. Знать правила переноса
Упражнения в переносе слов по
Правильно переносить слова. Выполнение с
слогам.
помощью учителя письменных упражнений по
учебнику в соответствии с заданием.
Деление слов со звуками и-й на
Уметь делить слова с буквами –и, -й на слоги
слоги
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание по
теме: «Слог»
Парные и непарные согласные звуки – 24 часов
Различение согласных Л-Р
Согласные глухие и звонкие. ·
Согласные
звонкие и глухие, артикулярно сходные (р — л),
свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение
на слух и в произношении. Написание слов с этими
согласными.
Парные звонкие и глухие
Различать на слух парные согласные
согласные
Различение парных согласных Б Различать и выделять на письме б – п
-П
Правописание парных согласных В Различать и выделять на письме в-ф
-Ф
Правописание парных согласных Г Различать и выделять на письме г-к
–К
Правописание парных согласных Д Различать и выделять на письме д-т
-Т
Различение при письме и
Различать и выделять на письме ж-ш
произношении Ж – Ш
Различение парных согласных З-С
Согласные глухие и звонкие. Различать и выделять
на письме з-с. Анализировать слова по звуковому
составу, различать звуки гласные и согласные,
согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и
шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в
произношении, написании;
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание по
теме: «Парные звонкие и глухие
согласные»
Шипящие согласные.
Анализировать слова по звуковому составу
Упражнение в выделении шипящих Выделять шипящие звуки в слове
согласных в слове.
Свистящие согласные
Анализировать слова по звуковому составу
Упражнение в выделении
Выделять свистящие звуки в слове
свистящих согласных в слове
Мягкий знак на конце – 7 часов
Буква ь для обозначения мягкости
Обозначение мягкости согласных на письме
согласных на конце слова
буквами ь, е, ё, и, ю, я. Знать, что- ь обозначать
мягкость согласного звука на письме
Упражнения в написании слов с
Знать, где ставить -ь знак на конце слова. Буква ь
мягким знаком на конце слов.
для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании
слов с разделительнымиь и ъ.
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание по
Ударение в словах.
1
1
4
2
2
3
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
2
2
1
5
1
84/85
86/87
88/90
91/92
93/94
95
96/97
98/99
100/
101
102/
103
1-4/
105
106
107/
110
111
112/
113
114/
115
116/
118
119/
120
121
теме: «Мягкий знак на конце
слова»
Имя существительное – 14 часов
Предмет и его название
Уметь обозначать предмет словом. Слова,
обозначающие название предметов.
Употребление слов, обозначающих Составлять и записывать предложения с данными
одушевленные предметы.
словами
Названия предметов, отвечающих
Уметь правильно ставить вопрос. Умение различать
на вопрос что? кто?
слова по их отношению к родовым категориям
(игрушка, одежда, обувь и др.).
Различие слов, отвечающих на
Уметь правильно ставить вопрос Изучение слов,
вопросы кто? и что?
обозначающих предметы: называние предметов и
различение их по вопросам кто? что?; называние
одного предмета и нескольких одинаковых
предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых
предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение
признаков различия и сходства (стакан — кружка,
кушетка — диван).
Употребление слов, обозначающих Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
названия предметов.
расширение круга слов, обозначающих фрукты,
овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных.
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание по
теме: «Предмет»
Словарные слова
Правописание слов с непроверяемыми
написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Писать под диктовку слова, написание которых не
расходится с произношением, простые по
структуре предложения, текст после
предварительного анализа.
Имена собственные – 14 часов
Большая буква в именах людей.
Имена собственные. Составлять и записывать
предложения с именами людей. Большая буква в
именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Употребление имен в
Составлять и записывать предложения с именами
предложениях.
людей
Большая буква в именах и
Составлять и записывать предложения с именами и
фамилиях людей
фамилиями людей
Большая буква в кличках животных Составлять и записывать предложения с кличками
и названиями животных
Употребление кличек животных в
Уметь писать имёна собственные и нарицательные
предложениях
Практическое употребление имён
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах,
собственных.
кличках животных.
Самостоятельно применять изученные правила.
Контрольное списывание
Имена собственные(имена и фамилии людей,
клички животных). Совершенствование техники
письма.
Глагол – 14 часов
Название действий, отвечающих на Уметь правильно ставить вопрос. Слова,
вопрос что делает?
обозначающие название действий.
Название действий, отвечающих на Уметь правильно ставить вопрос. Изучение слов,
вопрос что делают?
обозначающих действия: называние действий
предметов по вопросам что делает? что делают?
Употребление слов отвечающих на Название действий по вопросамчто делает? что
вопросы что делает? и что делают?
делают? Составлять и записывать предложения.
Употребление названий действий в Уметь записывать предложения с заданными
предложениях.
словами
Подбор названий действий к
Группировка действий по признаку их
названиям предметов «Кто как
однородности (кто как голос подает, кто как
голос подает?»
передвигается);
2
2
3
2
2
1
2
2
2
2
2
1
4
1
2
2
3
2
1
122
123/
124
125
126
127/
130
131/
134
135
136/137
138/
141
142/143
144/145
146/147
148/149
150/151
152/153
154
155/170
Кто как передвигается?
Различение предметов по их действиям (птица
летает, а рыба плавает). Дифференциация слов,
относящихся к разным категориям.
Подбор нескольких действий к
Умение согласовывать слова, обозначающие
одному предмету.
действия, со словами, обозначающими предметы.
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание
Предлоги – 10 часов
Предлог как отдельное слово
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в,
из, на, у, с).
Употребление предлогов в
Предлог как отдельное слово. Раздельное
предложении
написание предлога со словами. Составлять и
записывать предложения.
Упражнение в написании
Списывать предложения с включением слов,
предлогов
данных для справок. Раздельное написание
предлога со словом, к которому он относится (под
руководством учителя).
Самостоятельно применять изученные правила
Контрольное списывание
Предложение – 19 часов
Выделение предложения из текста
Уметь выделять предложения из текст. Смысловая
законченность предложения. Практическое
знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на
тему, предложенную учителем; заканчивание
начатого предложения (Собака громко...).
Разделение сплошного текста на
Записывать текст, выделяя предложения. Письмо
отдельные предложения
под диктовку простых по структуре предложений,
состоящих из слов, написание которых не
расходится с произношением; списывание слов со
вставкой пропущенных букв.
Расположение предложений в
Расположение двух-трех коротких предложений в
тексте в последовательном
последовательном порядке (по картинкам или
порядке.
после устного разбора с учителем).
Правила записи предложения
Уметь записывать предложения и оформлять их
большой буквой и точкой. Оформление
предложения в устной и письменной речи. ·
Писать предложения с заглавной буквы, в конце
предложения ставить точку. Составлять по заданию
предложения, выделять предложения из речи и
текста.
Порядок слов в предложении
Знать порядок слов в предложении
Упражнение в составлении
Упражнение в составлении предложении из слов.
предложении из слов.
Знать различие между набором слов и
предложением. Коллективное составление
коротких рассказов после предварительного
разбора.
Составление текста по картинке
Составление предложений с опорой на сюжетную
картину. Составление подписей к серии из двухтрех сюжетных картинок. Правильное
использование личных местоимений вместо имени
существительного. Списывание предложений с
дополнением пропущенных слов по картинкам.
Связное высказывание по предложенному плану в
виде вопросов (3—4 пункта).
Вопросительные предложения.
Восклицательные предложения.
Самостоятельно применять изученные правила.
Контрольное списывание
Списывание рукописного и печатного текстов по
слогам. Проверка слов путем орфографического
проговаривания.
Повторение пройденного за год. Составление
Повторение за год
простых распространенных предложений по
вопросам учителя на основе демонстрируемого
действия, по предметным и сюжетным картинкам,
на предложенную тему. Правильное употребление
1
2
1
1
4
4
1
2
4
2
2
2
2
2
2
1
16
форм знакомых слов при ответах на вопросы и
составление предложений. Использование
предлогов у, к,с и некоторых наречий.
Поурочное планирование по русскому языку
3 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
урока
1,2
3
Название раздела, тема урока
Выделение предложения из
текста
Контрольное списывание
4,5
Предложение и его схема
6,7
Предложения-вопросы и
предложения-ответы
Завершение начатого
предложения
Различие набора слов и
предложения
Порядок слов в предложении
Письмо по памяти
8,9
10,11
12,13
14
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25
26,27
28,29
30
31,32
33,34
35.36
Элементы содержания
Повторение –16 часов
Чтение предложений из двух-трех слов.Признаки
предложения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Оформление предложения в устной и письменной
речи.Составление предложенийпо вопросам.
Оформление предложения в устной и письменной речи.
Составление предложений с опорой на серию сюжетных
картин.
Оформление предложения в устной и письменной
речи.Составление предложений по опорным словам.
Оформление предложения в устной и письменной речи
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Предложение. Закрепление
Закрепление знаний. Большая буква в начале
знаний.
предложения, точка в конце предложения.
Звуки и буквы – 60 часов
Знакомство с алфавитом
Обозначение звуков на письме. Алфавит.Усвоение
рукописного начертания изучаемых строчных букв и
прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
Звуки гласные и согласные
Обозначение звуков на письме. Подбор слов с заданным
звуком и определение его нахождения в словах (в начале,
в середине, в конце). Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости,
звонкости – глухости.
Ударение в словах
Формирование навыка правильной постановки ударения
в словах. Развитие фонематического слуха.
Гласные ударные и безударные Выделение ударной гласной в слове. Оформление
предложения в устной и письменной речи.Составление
предложений по вопросам, с опорой на серию сюжетных
картин. Различие ударных и безударных гласных.
Нахождение ударного слога.
Картинный диктант
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Деление слов на слоги
Слогообразующая роль гласных. Отсчитывание
количества слогов в словах. Деление слов на
слоги.Образование и чтение открытых и закрытых
слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога
(па, ли, лук, вил).
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в
Гласные и, е, ё, ю, я в начале слова. Письмо хорошо
начале слова и слога
знакомых слов под диктовку после анализа их звукового
состава.
Контрольное списывание
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Перенос части слова при
Перенос слов. Составление и чтение слов из усвоенных
письме
слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, котик). Формирование навыка правильной постановки
ударения в двусложных и трехсложных словах. Развитие
фонематического слуха.
Различение твёрдых и мягких
Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё,
согласных перед гласными
и, ю, я. Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости
Обозначение мягкости согласных на письме буквами е, ё,
Кол-во
часов
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
37
согласных на письме буквами
И, Е, Ё, Ю, Я
Письмо по памяти
44,45
Буква мягкий знак на конце
слова
Буква мягкий знак в середине
слова
Различение твёрдых и мягких
согласных
Написание жи – ши в словах
46,47
Написание ча – ща в словах
48,49
Написание чу – щу в словах
50,51
Написание жи – ши, ча – ща,
чу – щу
Составление пар
Картинный диктант
38,39
40.41
42,43
52,53
54
55
56,57
58
59
60
61,62
63,64
65,66
67
68,69
70,71
72,73
74
Работа над ошибками
Составление пар звонких и
глухих согласных
Различие Б-П, В-Ф
Различие Д-Т, Г-К
Различие Ж-Ш, З-С
Наблюдение за звонкими и
глухими согласными на конце
слова
Правописание звонких и
глухих согласных на конце
слова
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце
слова
Контрольное списывание
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце
слова
Правила правописания в
словах.
Закрепление знаний.
Контрольный диктант
75,76
Работа над ошибками. Правила
правописания в словах.
77,78
Различие названий предметов
по вопросам кто? что?
Обобщающее название для
группы однородных предметов
79,80
81
82,83
84,85
Письмо по памяти
Выделение названий предмета
из предложения
Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях и кличках
животных
и, ю, я. Гласные и, е, ё, ю, я, э после гласных.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Знание правила написания мягкого знака на конце слова.
Определение случаев написания «ь» в конце слова.
Формирование умения пользоваться правилами.Буква
мягкий знак в середине слова.
Упражнения в различении твердых и мягких согласных.
1
Знание шипящих согласных. Формирование умения
правильно записывать букву в сочетание гласных с
шипящими.
Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Правописание ЧА, ЩА.
Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Правописание Чу, Щу.
Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Сочетание гласных с шипящими.
Правописание сочетаний шипящих с гласными.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Закрепление знаний. Анализ и исправление ошибок,
допущенных в контрольной работе.
Составление пар звонких и глухих согласных. Различие
пар звонких и глухих согласных.
Различие пар звонких и глухих согласных.
Различие пар звонких и глухих согласных.
Различие пар звонких и глухих согласных.
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на
конце слова.
2
Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
2
Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
2
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Правописание парных звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
1
Проверка написания безударных гласных путем
изменения формы слова.
Закрепление изученного материала.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Закрепление знаний. Анализ и исправление ошибок,
допущенных в контрольной работе.
Слово – 49 часов
Различение слова и предмета. Различие названий
предметов по вопросам кто? что?
Дифференциация слов, относящихся к разным
категориям.
2
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Различие названий предметов по вопросам кто? что?
Выделение предмета из предложения.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях,
отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и
деревень, улиц.
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
88
Различие названий действий по
вопросам что делает? что
делают?
Контрольное списывание
89,90,
91
Различие названий действий по
вопросам
86,87
92
93,94
95,96
97,98
99
Письмо по памяти
Различие названий действий по
вопросам что сделает? что
сделают?
Постановка вопросов к
названию действий
Подбор названий действий к
названиям предметов
Картинный диктант
100,
101
Определение признака
предмета по вопросам какой?
какая? какое? какие?
102,
103
104
Различие предметов по их
признакам
Письмо по памяти
105,
106
Постановка вопросов к
названиям признаков предмета
107,
108
Выделение названий признаков
предмета из предложения
109
Контрольное списывание
110,
111
112,
113
114,
115
116
117
Названии предметов, действий
и признаков
Предлоги в, на, с, из, у.
118.
119
120,
121
122
Предлоги над, под со словами
123
Работа над ошибками
124,
125
Предлоги к, по, от, над, под, о
со словами
126,
127
Выделение предложения из
текста
128
Письмо по памяти
Предлоги к, по, со словами
Предлог от со словами
Контрольное списывание
Предлог о со словами
Контрольный диктант
Различие названий действий по вопросам что делает? что
делают?. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Различие названий действий по вопросам что делал? что
сделала? что делали? что сделал? что сделала? что
сделали?.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Различие названий действий по вопросам что сделает?
что сделают?. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам.
Различение действия и его названия. Название действий
по вопросам.
Подбор названий действий к названиям предметов.что
делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение
признака предмета по вопросам какой? какая? какое?
какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным
категориям.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния
терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»). Постановка
вопросов к названиям признаков предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным
категориям. Выделение названий признаков предмета из
предложения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Название признаков, обозначающих цвет, форму,
величину, материал, вкус предмета.
Знакомство с предлогами. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Знакомство с предлогами. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Знакомство с предлогами. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Знакомство с предлогами. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния
терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»). Имена
собственные(имена и фамилии людей, клички
животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Знакомство с предлогами. Раздельное написание
предлогов с другими словами.
Предложение – 24 часов
Признаки предложения.Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин,
по вопросам, по теме, по опорным слова.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
2
1
3
1
2
2
2
1
2
2
1
2
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
129,
130,
131
132
Предложение законченное и
незаконченное
133,
134
Распространение предложений
135
Контрольное списывание
136,
137
Распространение предложений
138,
139,
140
141
Слова в предложении
142,
143,
144
145/
149.
Порядок слов в предложении
150,
151
152,
153
154
Слово. Правила правописания
в слове
Названия предметов и
признаков
Письмо по памяти
155,
156
157
Название действий
158,
159
160
Предложение
161
Работа над ошибками
162/
170
Повторение изученного
Контрольное списывание
Письмо по памяти
Составление предложений
Картинный диктант
Контрольное списывание
Оформление предложения в устной и письменной речи.
Списывание с классной доски и с учебника (рукописный
шрифт) предложений.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Составление предложений с опорой на сюжетную
картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме,
по опорным слова.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Составление предложений с опорой на сюжетную
картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме,
по опорным слова.
Выделение слов в предложении. Списывание с классной
доски и с учебника (рукописный шрифт) предложений.
3
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Работа с деформированными предложениями.
Списывание с классной доски и с учебника (рукописный
шрифт) предложений.
Оформление предложения в устной и письменной речи.
Списывание с классной доски и с учебника (рукописный
шрифт) предложений.
Повторение – 21 часов
Правила правописания слов на изученные орфограммы.
1
Предмет и признак предмета. Дифференциация слов,
относящихся к разным категориям.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Дифференциация слов, относящихся к разным
категориям. Предмет и действие предмета.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Различение текста и «не текста». Работа с
деформированным текстом.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся; развитие
навыков самостоятельной работы.
Анализ и исправление ошибок, допущенных в итоговой
контрольной работе.
Коллективное составление небольших по объему
изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану,
опорным словам и иллюстрации.
2
1
2
1
2
3
3
5
2
1
2
1
2
1
1
9
Поурочное планирование по русскому языку
4 класс (170 часов – 5 часов в неделю)
№
урока
1
2
3
4–5
6
7–8
Название раздела, тема урока
Элементы содержания
Повторение (12 часов)
Выражение в предложении законченной мысли.
Оформление предложения в устной и
письменной речи.
Связь слов в предложении
Устанавливание связи слов в предложении.
Составление предложений
Составление предложений с употреблением слов
в косвенных падежах по вопросам. Составление
предложений по теме.
Восстановление нарушенного
Работа с диалогами.
порядка слов в предложении.
Алфавит. Звуки и буквы.
Обозначение звуков на письме. Гласные и
согласные.
Алфавитный порядок слов
Расположение слов в алфавитном порядке.
Предложение.
Кол-во
уроков
1
1
1
2
1
2
9
10 – 11
12
13 – 14
15
16
17
18 – 19
20
21 - 22
23
24 – 25
26 – 27
29
30 – 31
32
33
33 – 34
35
36 – 37
38 – 39
40 – 41
42 – 43
44 – 45
46
47 – 48
49 – 50
Гласные и согласные звуки
Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
согласные.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме.
Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и
звонкие. Согласные парные и непарные по
твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Самостоятельно применять изученные правила.
Контрольное списывание
«Повторение»
Разделительный мягкий знак (11 часов)
Работа над ошибками. Ь – показатель Употребление Ь для обозначения мягкости
мягкости
согласных.
Правописание Ь для обозначения
Правописание Ь для обозначения мягкости
мягкости согласных на конце слова.
согласных на конце слова.
Правописание Ь для обозначения
Правописание Ь для обозначения мягкости
мягкости согласных в середине
согласных в середине слова.
слова.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный ь. Слитное и раздельное
произношение согласного и гласного звуков.
Правописание слов с
Знакомство с правилом написания
разделительным мягким знаком.
разделительного мягкого знака.
Слова с разделительным Ь и Ь
Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь
смягчающим.
смягчающим.
Перенос слов.
Повторение правил переноса слов. Знакомство с
правилом переноса слов с разделительным Ь.
Контрольное списывание
Самостоятельно применять изученные правила.
«Разделительный мягкий знак».
Гласные после шипящих (5 часов)
Сочетания гласных с шипящими.
Формирование умения правильно записывать
букву в сочетание гласных с шипящими.
Упражнения в написании гласных
Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.
после шипящих.
Контрольное списывание «Гласные
Самостоятельно применять изученные правила.
после шипящих».
Правописание коря (45 часов)
Работа над ошибками. Парные
Правописание звонких и глухих согласных на
звонкие и глухие согласные.
конце слова.
Правописание звонких и глухих
Знание правописания слов с звонкими и глухими
согласных на конце слова.
согласными на конце.
Правописание звонких и глухих
Знание правописания слов с звонкими и глухими
согласных в середине слов.
согласными в середине.
Подбор проверочных слов.
Подбор проверочных слов. Упражнения на
правописание звонких и глухих согласных на
конце и в середине слова.
Правописание парных согласных.
Упражнения на правописание звонких и глухих
согласных на конце и в середине слова.
Объяснение написания слов со
Правописание парных звонких и глухих
звонким или глухим согласным на
согласных на конце слова.
конце слова.
Объяснение написания слов со
Правописание парных звонких и глухих
звонким или глухим согласным в
согласных на конце и в середине слова.
середине слова.
Правописание звонких и глухих
Правописание парных звонких и глухих
согласных на конце слова.
согласных на конце и в середине слова.
Правописание звонких и глухих
Правописание парных звонких и глухих
согласных в середине слова.
согласных на конце и в середине слова.
Упражнения на правописание
Правописание парных звонких и глухих
звонких и глухих согласных на
согласных на конце и в середине слова.
конце и в середине слова.
Проверочная работа по теме:
Самостоятельно применять изученные правила.
«Парные звонкие и глухие согласные
на конце и в середине слова».
Ударение.
Смыслоразличительная роль ударения
Ударные и безударные гласные.
Сопоставление написания гласных в ударных и
безударных слогах.
1
2
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
2
1
2
2
2
2
2
1
2
2
51 – 52
Правописание ударных гласных.
53 – 54
Правописание безударных гласных.
55 – 56
Сопоставление написания гласных в
ударных и безударных слогах.
Правописание безударных гласных.
57 – 58
59 - 60
61 – 62
63
64
65
66 – 67
68 – 69
70 – 71
72 – 73
74
Проверка написания слов с
безударной гласной.
Обучение применению правила.
Упражнения в правописании
безударных гласных.
Проверочная работа «Правописание
безударных гласных».
Работа над ошибками. Подбор слов
на изученные орфограммы.
Непроверяемые безударные гласные.
Дифференциация слов с
проверяемыми и непроверяемыми
безударными гласными.
Дифференциация изученных
орфограмм.
Упражнения в написании слов на
изученные орфограммы
Контрольное списывание
«Непроверяемые безударные
гласные»
76-77
Работа над ошибками.
Восстановление нарушенного
порядка слов в предложении.
Пишем письмо
78-79
Названия предметов.
80-81
Изменение слов, обозначающих
названия предметов, по числам.
Изменение слов, обозначающих
названия предметов, по вопросам.
75
82-83
84-85
86-87
Названия действий предметов.
Изменение формы слова.
88-89
Выделение названий предметов и
действий в тексте по вопросам.
Названия признаков предметов.
Изменение слов, обозначающих
названия признаков, по вопросам.
Связь слов – предметов.
Связь слов – признаков.
Определение названий слов.
90-91
92-93
94-95
96-97
98-99
100
101-102
Контрольное списывание «Названия
предметов, действий и признаков».
Работа над ошибками. Описание
несложных
предметов.
Проверка написания безударных гласных путем
изменения формы слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подбор проверочных слов.
Сопоставление написания гласных в ударных и
безударных слогах.
Проверка написания безударных гласных путем
изменения формы слова.
Проверка написания безударных гласных путем
изменения формы слова.
Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подбор проверочных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова,
подбор проверочных слов.
Самостоятельно применять изученные правила.
2
Подборка слов на изученные орфограммы.
1
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Орфографический словарь.
Дифференциация слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными.
2
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Орфографический словарь.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Орфографический словарь.
Самостоятельно применять изученные правила.
2
Слово (54 часа)
Восстановление нарушенного порядка слов в
предложении.
2
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
Составление и написание под руководством
учителя небольшого письма родным.
Оформление предложения в устной и
письменной речи.
Классификация слов и постановка вопросов кто?
что? к словам,
обозначающим названия предметов.
Изменение слов, обозначающих названия
предметов, по числам.
Слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами.
2
Название действий по вопросам.
Изменение формы слова, обозначающего
названия действий, по вопросам.
Выделение названий предметов и действий в
тексте по вопросам.
Определение признака предмета по вопросам.
Определение и изменение признаков предмета по
вопросам.
Установление связи слов – предметов.
Установление связи слов – признаков.
Дифференциация слов, относящихся к разным
категориям.
Самостоятельно применять изученные правила.
2
2
Описание несложных знакомых предметов и
картин по вопросам.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
103-104
Большая буква в именах
собственных.
105-106
Упражнения в правописании имен
собственных.
Предлог как отдельное слово.
Раздельное написание предлогов
107-108
109-110
Имена собственные.Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных,
названиях городов, сёл, улиц, географических
объектов (рек, морей, озер, гор).
Применение правил написания имён
собственных.
Правописание предлогов.
Раздельное написание предлогов без, под, над,
около,перед, до.
Употребление в речи предлогов.
2
Подборка предлогов. Дописывание предложений.
Самостоятельно применять изученные правила.
Составление предложений, используя вопросы.
2
1
2
Выделение общей части и установление
общности смысла.
Общая часть родственных слов.
Подбор гнёзд родственных слов. Знакомство с
синонимами без называния терминов («Словадрузья»).
Единообразное написание безударной гласной в
корне родственных слов.
Единообразное написание звонкой и глухой
согласной в корне родственных слов.
Самостоятельно применять изученные правила.
2
118-119
Правильное употребление предлогов
в речи.
Подбор нужных предлогов.
Проверочная работа «Предлоги».
Работа над ошибками. Составление
предложений, используя вопросы.
Родственные слова.
120-121
122-123
Выделение корня.
Подбор родственных слов.
124-125
Правописание безударных гласных в
корне.
Правописание парных согласных в
корне.
Контрольное списывание
«Родственные слова».
Предложение (20 часов)
Работа над ошибками. Составление
Составление рассказа по сюжетным картинкам и
рассказа
опорным словам.
Предложение.
Предложение как единица речи и выражение
законченной мысли.
Деление текста на предложения.
Работа с деформированным текстом.
Порядок слов в предложении.
Расположение слов в предложении в
определенном по рядке.
Предложение.
Связь слов в предложении.
Изменение слов в предложении по
Изменение слов в предложении по вопросам.
вопросам.
Постановка вопросов к словам в
Постановка вопросов к словам в предложении.
предложении.
Упражнения в дополнении
Дополнение предложений по вопросам.
предложений по вопросам.
Распространённые предложения.
Принцип построения распространённых
предложений.
Повествовательные и
Повествовательные, вопросительные
вопросительные предложения.
предложения.
Вопросительные предложения.
Построение вопросительных предложений.
Восклицательное предложение.
Восклицательное предложение и его
интонационное оформление.
Знаки препинания в конце разных по Постановка знаков препинания в конце разных
интонации предложений.
по интонации предложений.
Контрольное списывание.
Самостоятельно применять изученные правила.
Члены предложения (10 часов)
Работа над ошибками. Сказуемое.
Понятие о сказуемом. Выделение сказуемого в
предложении.
Выделение сказуемого в
Выделение сказуемого в предложении.
предложении.
Подлежащее.
Понятие о подлежащем. Выделение подлежащего
в предложении.
Подлежащее и сказуемое.
Подлежащее и сказуемое - главные члены
предложения.
Второстепенные члены
Главные и второстепенные члены предложений.
предложения.
111-112
113-114
115
116-117
126-127
128
129
130
131-132
133-134
135
136-137
138
139
140-141
142-143
144
145
146-147
148
149
150
151
152-153
154
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
155
Контрольное списывание.
156
Работа над ошибками. Дополнение
предложений второстепенными
словами.
157-158
159-170
Выделение главных и
второстепенных членов
предложения.
Повторение
Оформление предложения в устной и
письменной речи. Самостоятельно применять
изученные правила.
Выбор заголовка из нескольких предложенных.
Коллективное составление небольших по объему
изложений и сочинений (3-4 предложения) по
плану, опорным словам и иллюстрации.
Повторение правил правописания.
Грамматический разбор предложения.
Составление предложений. Разного вида.
Повторение изученного.
1
1
2
12