РП Чтение ОВЗ 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Двинская средняя общеобразовательная школа №28
(МБОУ Двинская СОШ №28)

Приложение к АООП образования обучающихся
с умственной отсталостью
Утверждено приказом директора школы
от 01.09.2022 г. № 90

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

ЧТЕНИЕ
(для обучающихся с ОВЗ
(различными формами умственной отсталости))
1- 4 классы

Составители: Кузнецова Н.В., Фомина О.В.
Соболева Г.Ю., Лошкова А.А.
учителя начальных классов

с. Трошково, 2022

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа по чтению для 1 -4 классов разработана и составлена на основе Федерального
государственного образовательногостандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (приказа Минобрнауки Россииот 19.12.2014 г. № 1599, зарегистрировано в
Минюсте России 03.02.2015), учебного плана МБОУ Двинская СОШ № 28.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Ильиной С.Ю. и др. («Просвещение»).
Цели:
 осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства
долга и правильных жизненных позиций;
 формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов;
 формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
На изучение чтению во 1 - 4 классах выделяется в 1 - 4 классах по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 414
ч: в 1 классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2 - 4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после
предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения
русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и
необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и
зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки,
считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух
и «про себя». Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного
чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом.Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших
случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение
основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или
части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора
произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о
прочитанной книге.

Тематическое планирование по чтению
2 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Итого:

Количество
часов
19
20
23
22
23
24
6
136

Итого:

Количество
часов
9
15
14
14
10
21
11
19
7
9
7
1
136

Итого:

Количество
часов
10
13
6
13
9
24
10
14
11
12
8
6
136

Название темы раздела
Осень пришла - в школу пора
Животные рядом с нами
Зима
Умелые руки не знают скуки
Весна идёт
Чудесное рядом
Обобщение по разделам

Тематическое планирование по чтению
3 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название темы раздела
Снова школьный звонок прозвенел
Славная осень
Учимся трудиться
Ребятам о зверятах
Чудесный мир сказок
Волшебница – зима
Так нельзя, а так можно
Весна в окно стучится
День смеха
Родина любимая
Здравствуй, лето!
Итоговый урок
Тематическое планирование по чтению
4 класс (136 часов – 4 часа в неделю)

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название темы раздела
Школьная жизнь
Время листьям опадать
Делу - время, потехе – час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Весёлые истории
Полюбуйся, весна наступает...
В мире волшебной сказки
Родная земля
Лето пришло
Обобщение по разделам

Поурочное планирование по чтению
2 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
п/п
1

2

3,4

5,6
7,8

9,10

11,12

13,14

15,16

17,18
19

20,21
22,23
24,25
26,27

28,29
30,31

Название темы и раздела

Содержание

Осень пришла - в школу пора – 19 часов
Правила поведения для обучающихся (на уроке и перемене).
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и
артикуляции звуками, со стечением согласных, с
разделительными ь и ъ знаками.
В. Голявкин «Первый урок».
Знать алфавит, названия осенних месяцев, признаки осени,
правила дорожного движения. Разучивание по учебнику или с
голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед
классом.
Н.Сладков «Осенние
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
подарки», «В парке».
ориентироваться в тексте; без ошибок прочитывать двух- и
трехсложные слова; читать по слогам короткие тексты. Знать
все буквы русского алфавита. Признаки осени, осенние месяцы.
Загадки
Признаки осени, осенние месяцы. Читать по слогам короткие
тексты.
В.Корабельников «Осенний
Внеклассное чтение. Уметь отвечать на вопросы учителя по
лес»
прочитанному тексту; ориентироваться в тексте; без ошибок
прочитывать двух- и трехсложные слова; читать по слогам
короткие тексты.
Д. Летнёва «Хозяин в доме»
Чтение по слоговой таблице. Знать все буквы русского
алфавита. Чтение детских книг русских и зарубежных
писателей. Знание заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ.
В. Голявкин «Зачем дети
Правила поведения в школе. Уметь выразительно читать
ходят в школу»
произведение, отвечать на вопросы учителя по прочитанному,
Соблюдать режим дня школьника. Обязанности дежурного в
школе.
Б. Заходер «Птичья школа»
Перелётные птицы. Уметь без ошибок прочитывать двух- и
трехсложные слова; читать по слогам короткие тексты,
ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы учителя по
прочитанному тексту.
Изучение нового материала. Жанровое разнообразие: сказки,
рассказы, стихотворения, загадки.
М. Ивенсен «Падают, падают
Признаки осени, осенние месяцы. Уметь отвечать на вопросы
листья»
учителя по прочитанному тексту; ориентироваться в тексте; без
ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова; читать по
слогам короткие тексты.
К. Ушинский «Всякой вещи
Режим дня. Уметь соблюдать порядок в комнате, бережно
своё место»
относиться к вещам.
Обобщение по разделу.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
ориентироваться в тексте. Небольшие по объему произведения,
отрывки из произведений об изменениях в природе, о жизни
животных и растений в разное время года.
Животные рядом с нами – 20 часов
К.Чуковский «Черепаха»
Повторение алфавита, чтение по слоговой таблице.
«Умная собака»
Индийская сказка. Уметь без ошибок прочитывать двух- и
трехсложные слова; читать по слогам короткие тексты.
Е. Чарушин «Кролики»
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Загадки о домашних
Знать все буквы русского алфавита, Уметь без ошибок
животных.
прочитывать двух- и трехсложные слова; читать по слогам
короткие тексты, ориентироваться в тексте, соотносить
иллюстрацию с текстом.
В.Бианки «Музыкант»
Чтение по слоговой таблице. Знать все буквы русского алфавита
,правила. Читать по слогам с переходом к чтению слитно.
С.Маршак «Где обедал
Уметь распознавать зимующих, перелётных птиц. Чтение
воробей?»
детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия
В. Голявкин «Все куда-то
идут»

Часы

1

1

2

2
2

2

2

2

2

2
1

2
2
2
2

2
2

32,33

34,35

36

37,38
39

40

41,42
43,44

45
46,47
48,49

50,51
52,53
54,55
56,57
58,59
60,61
62

63/64

65,66

67,68

69,70

и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Б.Житков «Храбрый утёнок»
Внеклассное чтение. Знать все буквы русского алфавита .Читать
по слогам с переходом к чтению слитно. Отвечать на вопросы
предложениями из текста.
М. Бородицкая «Котёнок».
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали.
«Кто сказал мяу?»
Выразительное чтение. Понимание слов и выражений,
употребляемых в тексте.Различение простейших случаев
многозначности и сравнений.
В. Сутеев «Три котёнка».
По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали.
Обобщение по разделу.
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Зима – 23 часов
Я. Аким «Первый снег».
Знать алфавит, загадку (по выбору)о зиме, ёлке.
Читать по слогам с переходом к чтению слитно,
отвечать на вопросы предложениями из текста.
По Н. Калининой «Снежный
По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
колобок»
читали или слушали.
Г.Галина «Зимние картинки»
Уметь читать по слогам с переходом к чтению слитно, отвечать
на вопросы предложениями из текста. По вопросам учителя и по
иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Знать названия зимних месяцев, как звери зимуют.
По Г. Юдину
Уметь помогать посильную помощь по дому. Знать правила
«Буратиный нос»
обращения с книжкой. Уметь читать выразительно.
И. Токмакова «Живи,
Знать правила обращения с книжкой.
ёлочка!»
Уметь читать выразительно.
В. Голявкин « Коньки купили Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
не напрасно»
читать по слогам короткие тексты.осознанное, правильное
плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и
«про себя».
М. Пляцковский «Ромашки в По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
январе»
читали или слушали.
«Мороз и Заяц»
Внеклассное чтение
«Вьюга»
Литовская народная сказка
Г. Скребицкий «На лесной
По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
поляне»
читали или слушали.
С.Вангели «Снежный
Проверка техники чтения. Уметь читать выразительно. Читать
колобок»
по слогам с переходом к чтению слитно.
Ш. Галиев «Купили снег».
Уметь читать выразительно.
Читать по слогам с переходом к чтению слитно.
Обобщение по разделу.
По вопросам учителя и по иллюстрациям. Осознанное,
правильное чтение слов по слогам. Рассказывать, о чем читали
или слушали, пересказывать прочитанное. Осознанное,
правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и «про себя».
Умелые руки не знают скуки – 22 часов
Д. Летнёва «Подружки
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
рассорились».
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали.
По В. Голявкину
Уметь читать выразительно, отвечать на вопросы. Небольшие
«Вязальщик»
по объему произведения, отрывки из произведений о жизни
детей в школе, об обязанностях и делах школьников;
Г.Ладонщиков. «Самокат».
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали.
Е.Пермяк. «Торопливый
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
ножик».
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.

2

2

1

2
1

1

2
2

1
2
2

2
2
2
2
2
2
1

2

2

2

2

71,72

И. Бутмин «Трус».

73,74

В. Голявкин. «Как я под
партой сидел».

75,76
77.

«Назло Солнцу».

78,79

А.Барто «Мостки».

80,81

Упрямый Фома

82,83

И.Туричин «Неряха».

84

Обобщение по разделу.

85

Я. Аким «Март»

86,87

Ю. Коваль «Невидимка»

88,89

В. Берестов «Праздник мам».

90,91

В. Драгунский «Подарок к
празднику».

92,93
94

«Снег и заяц»
Г. Ладонщиков «Помощники
весны».

95,96

М.Пришвин «Лягушонок».

97,98

Г. Ладонщиков. «Весна».

Уметь выборочно пересказывать текст, пересказывать, опираясь
на картинки.
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Уметь выборочно пересказывать текст, пересказывать, опираясь
на картинки.
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Уметь выборочно пересказывать текст, пересказывать, опираясь
на картинки.
Узб. сказка. Уметь выборочно пересказывать текст,
пересказывать, опираясь на картинки. Осознанное, правильное
плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и
«про себя».
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали.
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Уметь выборочно пересказывать текст, пересказывать, опираясь
на картинки.
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Уметь выборочно пересказывать текст, пересказывать, опираясь
на картинки.
Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка).
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными
детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой
книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы:
о ком она, о чем в ней рассказывается? Слушать небольшую
сказку, рассказ, стихотворение, загадку.
Весна идёт – 23 часов
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений
об изменениях в природе, о жизни животных и растений в
разное время года.
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное. Небольшие по объему
произведения, отрывки из произведений о хороших и плохих
поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о
семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о
знаменательных событиях.
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Бурятская сказка
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное. Пересказ содержания прочитанного
по вопросам учителя с постепенным переходом к
самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о

2

2

3

2

2

2

1

1

2

2

2

2
1

2

2

99,
100
101,
102
103,
104
105,
106

107

108,
109
110
111,
112
113,
114
115,
116
117,
118
119,
120
121,
122
123

124,
125

126,
127

128,
129
130

131/
136

чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
С.Маршак. «Весенняя
Уметь отличать стих от других жанров.
песенка».
Развитие интереса к книгам.
С.Козлов. «Ручей и камень».
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
«Как птицы лису проучили»
Уметь отличать сказку от других жанров.
Уметь бережно относиться к животным, заботиться о них,
читать выразительно, без ошибок
Т. Шарыгина «Вкусный
Уметь без ошибок прочитывать двух- и трехсложные слова;
урок».
читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали, пересказывать прочитанное.
Обобщение по разделу.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с
рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в
тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная
оценка прочитанного.
Чудесное рядом – 24 часов
Г. Цыферов «Лосёнок»
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
О. Дриз «Игра»
Выразительное чтение. Понимание прочитанного.
Г. Цыферов «Удивление
Читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
первое».
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали, пересказывать прочитанное.
С.Козлов «Друзья»
Вн.чт. Уметь бережно относиться к животным, заботиться о
них, читать выразительно, без ошибок, отвечать на вопросы по
содержанию, выражать своё отношение к прочитанном
С.Козлов «Необыкновенная
Читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
весна».
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать.
Э. Мошковская «Не
Читать по слогам короткие тексты, ориентироваться в тексте, по
понимаю»
вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать.
Г. Скребицкий «Кот Иваныч» Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
В.Бианки «Неродной сын»
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное.
Ю. Кушак «Подарок».
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное. По вопросам учителя и по
иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
Г.Цыферов «Петушок и
Вн.чт. Уметь пересказать сказку. Развитие интереса к книгам.
солнышко».
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с
постепенным переходом к самостоятельному пересказу,
близкому к тексту.
Е. Пермяк «Раки»
Уметь по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о
чем читали или слушали,
пересказывать прочитанное. Чтение детских книг русских и
зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения.
Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ.
В.Викторов «В гости к лету»,
Читать без ошибок. Разучивание по учебнику или с голоса
«Лето красное»
учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
«От чего так много света»
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными
детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой
книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы:
о ком она, о чем в ней рассказывается?
Обобщение по разделам – 6 часов
Обобщение по разделам
По вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем
читали или слушали, пересказывать прочитанное. Постепенный
переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении

2
2

2

2

1

2

1
2

2

2
2
2

2

1

2

2

2
1

6

интонации в соответствии со знаками препинания.
Наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их
перед классом.
Поурочное планирование по чтению
3 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
урока
1
2

3
4

5

6

7

8
9

10

11

12

13
14

15

16

Название раздела, тема урока

Элементы содержания

Снова школьный звонок прозвенел - 9 ч
Выразительное чтение. Наизусть. Формирование умения
самоконтроля и самооценки.
По В. Воскобойникову
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
«Весёлая улица»
содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по
содержанию.
В. Берестов «Первое
Словесное рисование картин с опорой на иллюстрации и текст.
сентября»
Выразительное чтение.
По в. Драгунскому «Завтра в
Установление последовательности действий героев
школу»
произведения и взаимосвязи событий. Объяснение поступков
действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих
вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Запоминание
диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
По Э. Шиму «Пятёрки».
Пересказ текста, с опорой на план или без него. Выделение в
тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих
слов в пересказе.
В. Бирюков «Кто лучшим
Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой
будет».
речью после работы над текстом. Пересказ текста по частям
словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без
него.
По В. Хомченко «Обида»
Выделение непонятных слов. Обращение за разъяснением к
товарищу или учителю. Коллективная работа по выяснению
главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов
учителя.
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой
на картинный план или без него.
А. Аксёнова «Наша
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал
учительница»
после разбора его учителем.
Е Шварц «Сказка о
Самостоятельное чтение книги. Правильное называние заглавия
потерянном времени»
произведения и его автора.
Пересказ текста.
Славная осень -15 ч.
О. Высотская «Осень»
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения.
По Ю. Ковалю «Последний
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
лист»
содержания и эмоциональную оценку.
Ответы на вопросы по содержанию.
А. Толстой «Осень.
Прослушивание стихотворения с установкой на осмысление его
Обсыпается весь наш бедный
содержания и эмоциональную оценку. Выразительное чтение
сад»
стихотворения с опорой на чтение учителя. Наизусть. Словесное
рисование картин природы с опорой на иллюстрации и текст
По Н. Сладкову «Сентябрь на
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
дворе».
содержания и эмоциональную оценку.
В. Степанов «Воробей».
Выразительное чтение стихотворения с опорой на чтение
учителя. Словесное рисование картин природы с опорой на
иллюстрации и текст.
По А. Баркову «Лето на
Выразительное чтение по ролям отрывков с прямой речью после
верёвочке»
работы над текстом. Пересказ текста словами, близкими к
тексту.
Е. Благинина «Улетают,
Выразительное чтение стихотворения с опорой на чтение
улетели..»
учителя. Наизусть. Словесное рисование картин природы с
М. Садовский «Сентябрь»

часы

1
1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1

17

По Э. Шиму «Ворона и
лисица».

18

По Л. Воронковой « За
кормом для птиц»
Г. Ладонщиков «В октябре».

19
20

По Н. Сладкову «Страшный
невидимка».

21

А. Плещеев «Осень
наступила»

22

По Н. Абромцевой «Сказка об
осеннем ветре».

23

Н. Майданник «Доскажи
словечко».

24

Д. Мамин – Сибиряк «Серая
шейка»

25

Ю. Тувим «Всё для всех»

26

По Д. Габе «Работа»

27

В. Орлов «Мои помощники»

28

По А. Потаповой « Бабушка и
внучка»

29
30

Б. Заходер « Повара»
По М. Дружининой
«Сюрприз»
О. Высотская «Маргаритка»

31
32
33
34
35

По В. Хомченко
« Пуговица»
Г. Ладонщиков
«Портниха»
В. Осеева «Пуговица»
По В. Голявкину «Как я
помогал маме мыть пол»

38

По С. Бараздину «Как Алёшке
учиться надоело»
Д. Родари «Чем пахнут
ремёсла»
Н. Носов «Огородники»

39

По Е. Чарушину «Лисята».

40

Е. Тараховская «Заяц».

41

По М. Пришвину «Ёж»

36
37

опорой на иллюстрации и текст.
Выразительное чтение по ролям отрывков с прямой речью после
работы над текстом. Пересказ текста словами, близкими к
тексту.
Деление текста на части с опорой на серию картинок. Пересказ
текста словами, близкими к тексту по плану.
Прослушивание стихотворения с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по
содержанию.
Прослушивание стихотворения с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Выразительное чтение текста. Пересказ текста словами,
близкими к тексту по плану. Формирование навыков
выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильного ударения. Переход на чтение целыми словами.
Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой
структуре, с предварительным их прочтением с помощью
учителя (речевая зарядка).
Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей.
Пересказ текста.
Учимся трудиться -14 ч.
Прослушивание стихотворения с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Выразительное чтение текста.Чтение по ролям. Запоминание
диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по
содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос.
Обращение за разъяснением к товарищу или учителю.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Обращение за разъяснением к товарищу или учителю.
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал
после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных
для них слов.
Коллективная работа по выяснению главной мысли
произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Коллективная работа по выяснению главной мысли
произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Ребятам о зверятах -14 ч.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.

1

1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1

42

По А. Баркову
« Материнская защита»

43

По Г. Снегирёву «Белёк»

44

В. Приходько «Пин и Гвин»

45

По Б. Житкову «Галка»

46

По ВГаранжину
«Куриный воспитанник».

47
48

По М. Тарловскому «Добрый
волк».
По Н. Носову «Живая шляпа».

49

По Н. Павловой «Котята».

50

В. Берестов «Кошкин щенок»

51

По М. Пляцковскому
«Сердитый дог Буль».
Н. Дурова «Ежонок Тимка и
мышонок Невидимка»

52

53

Русская народная сказка
«Лиса и журавль»

54

Русская народная сказка
«Храбрый баран»
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев».
Украинская народная сказка «
Овечка и волк».
Башкирская народная сказка
«Медведь и пчёлы»
Таджикская народная сказка
«Тигр и лиса»
Французская народная сказка
«Лиса и куропатка»
Абхазская народная сказка «
Куцый хвост»
Удмуртская народная сказка
«Глупый котёнок»
В. Сутеев «Кот-рыболов»

55
56
57
58
59
60
61
62

63

Русская народная песня «Ой
ты, зимушка – зима!»

64

По В. Бианки « Заяц косач,
медведь и Дед Мороз»
М. Садовский «Декабрь».

65

66
67

По Л. Воронковой «Как ёлку
наряжали».
С. Попов « В новогоднюю
ночь».

Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал
после разбора его учителем.

1

1
1
1
1

Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Коллективная работа по выяснению главной мысли
произведения с помощью наводящих вопросов учителя.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
Чудесный мир сказок – 10 ч.
Произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка,
былина).
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.

1

Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за
разъяснением к товарищу или учителю.
Прослушивание текста с установкой на осмысление его
содержания и эмоциональную оценку.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.

1

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по
оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Волшебница – зима - 21ч.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
ориентироваться в тексте.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений
об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное
время года.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
ориентироваться в тексте.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений
об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное
время года.

1

1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1

1
1

1
1

70

По А. Усачёву « Как Дед
Мороз сделал себе
помощников».
По А. Потаповой « Такой вот
герой».
С. Есенин «Зима».

71

С. Суворова « Подарок»

72

По В. Голявкину « У Ники
новые лыжи»
И. Шевчук « С прогулки»
По М. Быковой «Неудачная
находка»

68

69

73
74

75
76
77

78
79
80
81
82

И. Суриков «Детство»
По Е. Чарушину «Что за
зверь?»
По Э. Шиму «Не стучать – все
спят!»
В. Степанов «Зайка»
По Н. Сдадкову «Еловая
каша»
З. Александрова «Снежок»
По С. Бараздину «
Коллективная печка»
В. Аникин «Доскажи
словечко»

83

Л. Ф. Воронкова «Новые
галоши»

84

По А. Ягафаровой «Снегирь и
синичка»
По В. Хомченко « Птица –
синица»

85

86
87

88
89
90
91
92
93
94

95

Г. Ладонщиков « Дельный
совет»
По Л. Толстому «Косточка»
По С. Георгиеву
« Праздничный стол»
В. Берестов «За игрой»
С. Баруздин «Бревно»
А. Седугин «Как Артёмка
котёнка спас»
По В. Осеевой «Подвиг»
По В. Бирюкову « Лесные
доктора»
С.Я. Маршак «Рассказ о
неизвестном герое»
Ф. Тютчев «Зима недаром
злиться…»

Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений
об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное
время года.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
ориентироваться в тексте.
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений
об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное
время года.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

1

Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации. Формирование навыков выразительного чтения
(соблюдение пауз на знаках препинания, выбор
соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация
разобранных диалогов).
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами
после работы над ним под руководством учителя.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами
после работы над ним под руководством учителя.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Самостоятельное чтение книги. Правильное называние заглавия
произведения и его автора. Выделение в тексте слов,
характеризующих персонажей. Работа над пересказом.
Так нельзя, а так можно – 11 ч.
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами
после работы над ним под руководством учителя.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

1
1

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

1

Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

1
1

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Весна в окно стучится -19 ч.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.

1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1
1

1

96
97
98
99

По В. Бирюкову «Весенняя
песня»
Украинская народная песня
«Веснянка»
По Э. Шиму «Сосулька»
Русская народная песня
«Выгляни, солнышко..»

100

С. Вербова «Мамин портрет»

101

П. Синявский
«Разноцветный подарок»
А. Седугин «Тихо – тихо»
Р. Сеф «Лицом к весне»

102
103
104
105

С. Вербова «Ледоход»
По Р. Фархади « Сон
медвежонка»

106

Г. Ладонщиков « Медведь
проснулся»
По В. Бианки « Заяц на
дереве»

107

112

С. Погореловский «Наши
гости»
По Г. Скребицкому
«Скворушка»
И. Белоусов « Весенняя
гостья»
По К. Ушинскому
«Пчёлки на разведках»
По А. Баркову «Тюльпаны»

113

И. Соколов-Микитов «Весна»

114

Р. Фархади «Перепутаница»

115

По Г. Остеру «Эхо»

116

В. Шибаев «Кто кем
становится»
А. Усачёв «Волшебный
барабан»

108
109
110
111

117

118
119

М. Пляцковский «Шишки»
По Ю. Степанову «Портрет»

120

М. Бородицкая
«Булочная песенка». Григорий
Остер «Полезные советы»

121

Г. Ладонщиков «Скворец на
чужбине»
По К. Ушинскому «Наше
Отечество»

122

Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни
детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной
интонации.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.
День смеха – 7 ч.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Правильное называние заглавия произведения и его автора.

1

Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.
Чтение про себя простых по содержанию текстов. Знание
заглавия и автора произведения.
Самостоятельное чтение книги. Правильное называние заглавия
произведения и его автора. Формирование навыков
выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Родина любимая – 9 ч.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.

1

Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1

1

123

По Т. Кудрявцевой
«Флаг России»

124

М. Ильин « Главный город
страны»
В. Степанов «Песня»
А. Усачёв «День Победы»
По С. Баруздину
« Страшный клад»

125
126
127

128

По С. Алексееву «Тульские
пряники»

129

В. Железняков «В старом
танке»

130

А. Усачёв « Что такое лето?»

131

По Л. Воронковой «Что
сказала бы мама?»

132

По В. Хомченко « Куда исчез
гриб?»

133

По В. Бианки « Ёж –
спаситель»
Р. Фархади «Жарко»
По Э. Шиму «Верное время».
Е. Савельева «Доскажи
словечко»
Итоговый урок

134
135

136

Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Знание
заглавия и автора произведения.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Правильное называние заглавия произведения и его автора.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Здравствуй, лето! - 7 ч
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Знание заглавия и автора произведения. Формирование навыков
выразительного чтения.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и пр.

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

Поурочное планирование по чтению
4 класс (136 часов – 4 часа в неделю)
№
урока
1

2

3
4
5
6

7

8

Название раздела, тема урока

Элементы содержания

Школьная жизнь (10 часов)
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Н.Носову «Снова в
Деление текста на части, составление простейшего плана и
школу» Э. Мошковская «Жил- определение основной мысли произведения под руководством
был Учитель»
учителя.
М. Пляцковский «Чему учат в Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
школе»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
По Ю.Ермолаеву
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
«Поздравление»
целыми словами вслух и «про себя».
По Е.Шварцу «Как Маруся
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
дежурила»
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
По Е.Ильиной «Шум и
Отчет о прочитанной книге. Знакомство с доступными детскими
Шумок»
книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги,
правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком
она, о чем в ней рассказывается?
В.Орлов «Почему
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
сороконожки опоздали на
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
урок»
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По Л.Каминскому «Три
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
желания Вити».
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Вводный урок

часы

1

1

1
1
1
1

1

1

9

10

11

12

13

14

15
16

17
18

19
20

21
22

23

24
25
26

27

В.Берестов «Читалочка»
По М. Бартеневу «Зарубите на
носу»

Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Загадки. Обобщение по
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
разделу «Школьная жизнь»
жизни детей и взрослых, о труде, о нравственных и этических
нормах поведения.
«Время листьям опадать» (13 часов)
Н.Антонова «Жёлтой краской
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
кто-то..»
к природе. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении
По Н.Абрамцевой«Осенняя
учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние
сказка»
книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Е.Благинина «Подарки
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
осени». По Л.Воронковой
целыми словами вслух и «про себя». Знакомство с доступными
«Лесные подарки»
детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой
книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы:
о ком она, о чем в ней рассказывается?
А.Твардовский «Лес осенью». Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
По В. Путилиной «В осеннем
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
лесу»
Н.Некрасов «Славная осень!
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
Здоровый, ядрёный...»
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Ю.Шиму «Отчего Осень
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
грустна»
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
К. Бальмонт «Осень»
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Ю.Ковалю «Три сойки»
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе.
По Н.Сладкову «Холодная
Отчет о прочитанной книге. Знакомство с доступными детскими
зимовка»
книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги,
правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком
она, о чем в ней рассказывается?
А.Плещеев «Скучная
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
картина»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
По О.Иваненко «Сказка про
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
маленького жучка»
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По К. Ушинскому «Пчёлы и
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
мухи»
целыми словами вслух и «про себя».
По Г. Граубину «Время
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
листьям опадать...»
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Обобщение по разделу
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
«Время листьям опадать».
природе родного края.
Загадки.
«Делу - время, потехе – час» (6 часов)
Русская потешка «Пекла
Произведения устного народного творчества (потешка).
кошка пирожки...»
Чешскаяпотешка «Сенокос»
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
По Л.Пантелееву «Карусели»
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По Н.Носову «Прятки».
Деление текста на части, составление простейшего плана и
Считалки.
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1
1
1

1

28
29

30
31
32
33

34
35

36

37
38
39
40
41
42

43

44
45

46
47

48

49

50

51

По М. Булатову «Жмурки»

Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Обобщение по разделу «Делу
Произведения устного народного творчества (пословица,
- время, потехе – час»
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка,
былина).
«В мире животных» (13 часов)
По К.Ушинскому «Бодливая
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
корова»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
По В. Бирюкову «Упрямый
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
котёнок»
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
По В.Гаранжину «Пушок»
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе, к животным,
По Е. Чарушину «Томка»
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Б. Житкову «Охотник и
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
собаки»
по плану и опорным словам.
По Л. Матвеевой «Чук
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
заболел»
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Г. Снегирёв «Хитрый
Деление текста на части, составление простейшего плана и
бурундук»
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
По А. Баркову «Барсучья
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
кладовая»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
По А. Дорохову «Гостья»
Отчет о прочитанной книге.
Г. Корольков «Игрушки
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
лисят»
по плану и опорным словам.
По Ю. Дмитриеву «Лиса»
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Обобщение по разделу «В
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения,
мире животных»
басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Вн. чт. Н. Носов «Хитрюга»
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
«Жизнь дана на добрые дела» (9 часов)
Г. Ладонщиков «Миша –
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
мастер»
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Е. Пермяку «Пичугин
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
мост»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
В.Хомченко «Михаськин сад» Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По С. Баруздину «Когда люди Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
радуются»
целыми словами вслух и «про себя».
По Е. Ермолаеву «Про
Произведения об отношении человека к природе, к животным,
каникулы и полезные дела»
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе;
произведении о добре и зле.
Е. Благинина «Котёнок»
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
В. Голявкин «Птичка»
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Обобщение по разделу
Небольшие рассказы и стихотворения русских писателей о
«Жизнь дана на добрые дела»
жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о
нравственных и этических нормах поведения.
Вн. чт. К.Киршина «Вот какая Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
история»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
«Зима наступила» (24 часа)

1
1

1
1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

52
53 –
54
55
56
57 –
58

По Л. Воронковой «Снег
идёт»
А. Слащёв «Снегурочка»
И. Суриков «Зима»
С. Маршак «Декабрь»
По В. Сутееву «Ёлка»

59

По Л. Клавдиной «Вечер под
Рождество»

60

М. Садовский «Где лежало
«спасибо»?»
По Н. Носову «На горке»

61 –
62
63 –
64
65
66
67 –
68

«Лисичка-сестричка и волк»
(русская народная сказка)
А. Бродский «Как Солнце с
Морозом поссорилось»
П. Головкин «Зимняя сказка»
Г. Скребицкий «Митины
друзья»

69

В. Бирюков «Снежная шапка»

70

По А. Тумбасову «В шубах и
шапках»
Н. Некрасов «Не ветер бушует
над бором...»
По В. Бианки «Находчивый
медведь»
По А. Спирину «Зимние
приметы»

71
72
73

74

Обобщение по разделу «Зима
наступила». Загадки.

75

Вн. чт. «Старый Мороз и
молодой Морозец» (литовская
сказка)

76 77
78

По Н. Носову «Как Винтик и
Шпунтик сделали пылесос»
Г. Остёр «Одни
неприятности»

79

М. Пляцковский «Однажды
утром»
В. Бирюков «Почему комары
кусаются»
С. Маршак «Вот какой
рассеянный» (отрывок).

80
81

82

По О. Кургузову «Две лишние
коробки»

Уметь отвечать на вопрос учителя по прочитанному
тексту.развитие интереса к книгам.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе.
Уметь отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту.
Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
к природе.
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Формирование умения самоконтроля и самооценки.

1

Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
природе родного края.Жанровое разнообразие: сказки,
рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки,
считалки, потешки.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Знакомство
с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
«Весёлые истории» (10 часов)
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Осознанное,
правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и «про себя».
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и «про себя».

1

2
1
1
2

1

1
2

2
1
1
2

1

1
1

1

1

1

2
1

1
1
1

1

83

84

85

86

87 –
88
89
90

91

92
93
94
95

96
97
98

99

100 –
101
102 –
103

104
105 –
106
107
108

Г. Чичинадзе «Отвечайте,
правда ли?» (отрывки)

Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Обобщение по разделу
Произведения об отношении человека к природе, к животным,
«Весёлые истории»
труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе;
произведении о добре и зле.
Вн. чт. В. Лёвин «Чудеса в
Отчет о прочитанной книге. Знакомство с доступными детскими
авоське»
книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги,
правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком
она, о чем в ней рассказывается?
«Полюбуйся, весна наступает...» (14 часов)
В. Алфёров «Март»
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По М. Фроловой «Восьмое
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
марта»
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Е. Благинина «Забота»
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
По А. Соколовскому
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
«Бабушкина вешалка»
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По В. Бианки «Последняя
Деление текста на части, составление простейшего плана и
льдина»
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
А. Плещеев «Весна»
Формирование умения самоконтроля и самооценки.
По А. Баркову «Скворцы
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
прилетели»
к природе.
По Э. Шиму «Всему свой
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
срок»
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
И. Никитин «Полюбуйся,
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
весна наступает...»
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По Ю. Ковалю «Весенний
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
вечер»
целыми словами вслух и «про себя».
По Ю. Дмитриеву «Опасная
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
красавица»
по плану и опорным словам.
Обобщение по разделу
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
«Полюбуйся, весна
природе родного края.
наступает...». Загадки.
Вн. чт. В. Берестов
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Знакомство
«Праздник мам»
с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
«В мире волшебной сказки» (11 часов)
«Хаврошечка» (русская
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
народная сказка)
целыми словами вслух и «про себя».
«Сказка о серебряном
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
блюдечке и наливном
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
яблочке» (русская народная
сказка)
А. Пушкин «У лукоморья дуб
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
зелёный…»
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По Ш. Перро «Подарки феи»
Деление текста на части, составление простейшего плана и
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
Братья Гримм «Горшочек
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
каши»
целыми словами вслух и «про себя».
По В. Порудоминскому
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
«Наши сказки»
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;

1

1

1

1

2
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

1

2
2

1

2

1
1

109

110

111

112

113
114

114

116 –
117
118

119
120

121

122

123
124
125 –
126
127
128 –
129
130

131/
136

рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
Обобщение по разделу
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
«Волшебные сказки»
писателей о жизни детей и взрослых, о труде, о народных
праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Вн. чт. Э. Киселёва
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге
«Волшебный котелок»
по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.
«Родная земля» (12 часов)
М. Ильин «Царь-колокол»
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и пр.
С. Васильева «Город на Неве» Произведения о Родине, об отношении человека к природе, к
животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.
Д. Павлычко «Где всего
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
прекрасней на земле»
целыми словами вслух и «про себя».
С. Вербова «Сочинение на
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя;
тему»
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Л. Кассилю «Какое это
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Знакомство
слово?»
с доступными детскими книгами в чтении учителя;
рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней
рассказывается?
По Б. Никольскому «Главное
Деление текста на части, составление простейшего плана и
Дело»
определение основной мысли произведения под руководством
учителя.
У. Усачёв «Защита»
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и пр.
По Л. Кассилю «Никто не
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
знает, но помнят все»
целыми словами вслух и «про себя».
Т. Белозёров «День Победы»
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве,
историческом прошлом и пр.
Обобщение по разделу
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
«Родная земля»
природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о
народных праздниках, о нравственных и этических нормах
поведения.
Вн. чт. По В. Орлову «К
Формирование умения самоконтроля и самооценки. Отчет о
неведомым берегам»
прочитанной книге.
«Лето пришло» (8 часов)
С. Козлов «Ливень»
Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Г. Граубин «Тучка»
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Н. Павлова «Хитрый
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека
одуванчик»
к природе.
Е. Благинина «Одуванчик»
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение
пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона
голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).
По А. Дорохову «Встреча со
Осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
змеёй»
целыми словами вслух и «про себя».
Обобщение по разделу «Лето
Небольшие рассказы и стихотворения русскихписателей о
пришло»
природе родного края.Жанровое разнообразие: сказки,
рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки,
считалки, потешки.
Обобщение по разделам – 6 часов
Обобщение по разделам

1

1

1

1

1
1

1

2

1

1
1

1

1

1
1
2
1

2
1

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».